Как найти себя?
Не могу найти себя в семье, материнстве, дружбе. После замужества и рождения ребенка у меня появилась неуверенность в себе. Я жду поддержки от мужа, но все мои просьбы помочь, поговорить оборачиваются очередным скандалом. Он считает, что я сама должна со всем справляться. Но у меня уже просто нет сил. Все мои близкие подруги разъехались по разным городам. Новые отношения завязать сейчас достаточно сложно. А иногда достаточно ведь просто обнять человека или взять за руку, и тогда все страхи и проблемы исчезают. Я понимаю, что у меня появилось много комплексов, работаю над собой, но постоянно срываюсь.

Ответ эксперта
Катя, важно понять, что рождение ребенка всегда обостряет отношения между супругами, в паре появляеся третий человек. То внимание жены, которым располагал супруг до рождения ребенка, исчезло. Большая часть этого внимания отдана ребенку. Мужу трудно, невозможно с этим смириться. А когда жена еще просит, требует поддержки от мужа в своих материнских делах, то его терпению часто приходит конец. Если вы посмотрите на вашу ситуацию таким образом, а я настоятельно рекомендую вам именно это, то вы поймете, что для сохранения хороших отношений с мужем вам просто необходмо хотя бы отчасти поступиться интересами вашего ребенка (как бы он ни был мал) и периодически одаривать вашего мужа столь ценным для него перональным вниманием. Другими словами, с рождением ребенка вы стали матерью, а ваш муж стал отцом. Но при этом очень важно, чтобы вы не перестали быть женщиной, а он - мужчиной. Помимо отношений через ребенка вам необходимо сохранить (восстановить?) непосредственные отношения. Тогда вы и почувствуете объятия, и многие теперешние проблемы исчезнут.
Ответ эксперта
Здравствуйте, Катя,
Я чувствую потребность оказать вам поддержку и вместе с вами обвинять мужа в бесчувственности, но не уверен, что это может помочь и оставить долгий позитивный эффект. Очень не хватает информации о вашей совместной истории, о ваших ожиданиях от замужества, о том, какой он – ваш муж, как вы работаете над собой, и что собой представляют ваши постоянные срывы.
Вы правы в том, что иногда ощущение поддержки и заботы со стороны близких помогает ощутить свои силы и справиться с тревогами. Так бывает, что именно замужество или рождение ребенка приводит к сложностям, которые вы описали, когда у одного из супругов почти нет сил жить, а другому сложно иметь дело со слабостями первого и сложно оказывать поддержку. Причин у этого может быть множество: и семейная история каждого из супругов, и ожидания, с которыми вступали в брак (например, считал ли ваш супруг до брака, что каждый в вашей семье будет справляться со своими сложностями сам), и актуальные переживания, и множество других объективно-субъективных причин.
Скорее всего, ваша семья переживает сейчас порочный круг, состоящий из надежд, высказываемых в виде упреков, ведущих к скандалам, взаимным обидам и ощущению одиночества. Прерваться круг может либо волей одного или обоих супругов, либо волей Судьбы. Судьба приходит в виде экстраординарного случая, например, чьей-то болезни или другого неожиданного события, которое ведет к осознанию дефектности и деструктивности отношений и требует сплотиться и направить усилия в одно русло. Или сценарий порочного круга разрывают супруги вместе, например, с помощью семейного психолога или сами. Но для этого нужно начать говорить друг с другом, слышать друг друга и уважать друг друга, а это порою самое сложное. В ходе диалога супруги могут вернуться к тому, что объединяло их прежде: к интересам, общим целям, или выстроить стратегию выхода из порочного круга, сознательно качественно меняя семейную жизнь.
И наконец, один супруг тоже может попытаться изменить сложившиеся отношения: для этого он должен довольно резко поменять стиль своего поведения. Например, вопреки всем обидам и дефициту внимания перестать требовать от мужа поддержки и начать заботиться о нем, как, возможно, это было раньше или как никогда не было.
Видите, Катя, возможны разные варианты, но действия со стороны Судьбы лучше не дожидаться, ведь нам не для этого дано сознание. Да и психологи, к которым можно обратиться за поддержкой, сейчас есть практически во всех городах.
Всего вам доброго,
Константин Слепак