Можно ли научиться любить себя?
Здравствуйте. Есть такое высказывание: "Дети, которых не любили, становятся взрослыми, которые не могут любить".
Моему сыну 6 месяцев, я бы очень хотела быть хорошей мамой и не повторить ошибок своих родителей, но разве это возможно? Получается, что этот порочный круг нельзя разорвать? Или таким, как я, просто нельзя иметь детей. Я ненавижу себя и проецирую эту ненависть на маленького. Интересно, а можно ли научиться любить себя? Или все эти установки, заложенные в нас с детства, непоколебимы, и до конца дней придется чувствовать себя ничтожеством и упрекать за это чувство собственной несостоятельности ребенка?

Ответ эксперта
Уважаемая Мария! Вы хотите быть хорошей матерью, не совершать ошибок, дать ребенку все то, в чем так нуждались сами когда-то в детстве, но чего не получили или получили не в полной мере. Это так естественно – желать своему малышу самой счастливой жизни!
Трудность только состоит в том, что глубокая непреклонность делать все не так, как делали ваши родители, с большой вероятностью приведет к нежелательным последствиям. Ибо руководствоваться вы будете не здравым смыслом, а лишь одним желанием быть непохожей на своих родителей. Например, если вы недополучали внимания от своих родителей, то, возможно, будете стремиться уделять своему ребенку как можно больше внимания, что, в свою очередь, может привести к зависимости малыша от вас. Поэтому лучше всего, если в своих воспитательных воздействиях вы будете ориентироваться в первую очередь на потребности и нужды конкретно вашего малыша.
Мария, вы почувствовали важную часть своей материнской ответственности: нужно самой быть счастливой, любить себя, и тогда вам будет, чем одарить близких, и конечно, в первую очередь вашего сынишку. Научиться любить себя не только можно, но и необходимо, это основа собственного психологического и физиологического здоровья! Как писал В. Леви: «Любовь к себе – это любовь к жизни!» Научитесь принимать себя, как вы принимаете небо, солнце, ветер и т.п.
Любовь или нелюбовь к себе начинает формироваться в человеке с очень раннего возраста под влиянием многих факторов, и ранние взаимоотношения с родителями, как вы верно заметили, играют здесь огромную роль. Это означает, что работать над коррекцией отношения к себе надо весьма основательно, терпеливо, на глубинном уровне. Лучше, если в этой работе над собой вас будет сопровождать специалист-психолог. Он поможет создать для Вас необходимую безопасную атмосферу для самораскрытия, поможет пережить последствия психологических травм, поддержит и даст силы понять и простить своих родителей. Многое в этой работе будет зависеть от ваших усилий и терпения.