Почему мое стремление к самосовершенствованию воспринимается как эгоизм?
Окружающие меня люди (подруга и любимый человек) говорят, что я абсолютно не интересуюсь их жизнью. Но это не так! Я всегда спрашиваю об их делах и настроении. Да, я не выполняю роль няньки и жилетки для слез, но и никогда не прошу их об этом. Почему мое стремление к самосовершенствованию и росту воспринимается как эгоизм и централизация на себе? Я согласна, что стараюсь слушать и анализировать себя и свои поступки, но не более.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена,
Способность слушать и слышать себя – признак зрелости. Внимание к себе и доверие к внутреннему голосу повышает ценность собственной жизни и ведет к осознанию своей индивидуальности. Именно внутри себя мы находим ответы на многочисленные вопросы о себе, о себе в мире, о себе в отношениях. Вероятно, для вас это новоприобретенная способность, поэтому окружающие люди не успели разделить с вами эту ценность.
Психологическая жизнь взрослого человека характеризуется постоянным конфликтом между обязательствами и привязанностями в реальной жизни и обязательствами, относящимися к внутренней жизни. Внимание к внутренней жизни – это осознание двойного обязательства, столкновения двух разнонаправленных тенденций (внешняя реальность и реальность психического), которые поначалу воспринимаются как конфликтующие. Напряжение проходит, когда мы перестаем жестко разделять внутренний и внешний мир, а начинаем осознавать их связанность, замечать, как один отражается в другом.
Упреки ваших друзей свидетельствуют о том, что они нуждаются в вас. Словно вопросы «как дела» и «как настроение» звучат слишком поверхностно и не отражают прежней связи. Даже эти вопросы могут звучать «глубоко», если они искренны. Насколько искренен и честен ваш интерес к близким?
Часто становясь на путь самопознания, мы склонны обесценивать окружающих, но по мере продолжения самоанализа это мнение меняется, поскольку, как правило, такое восприятие строится на проекции своей Тени (отрицаемых в себе качеств и черт), т.е. собственной поверхностности. Самопознание – это долгий и сложный путь, где встречается масса препятствий. Упрек в эгоистичности или нарциссичности – это лишь одно них.
Можно уверенно полагать, что чем глубже и лучше мы понимаем себя, тем лучше мы понимаем и чувствуем окружающий мир.