Хитрость
Я чувствую себя ущербной потому, что я не хитрый и не наглый, не предприимчивый человек. Возможно, звучит забавно, но это так. Я считаю, что без этих качеств трудно добиться чего-то в жизни. Возможно ли их как-то развивать?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Лида.
Хороший и трудный вопрос вы задали. Но однозначного и лаконичного ответа я так и не смог составить.
Прежде чем отвечать на письмо, мне бы хотелось узнать, чего вы хотите в жизни добиться? Есть ли цели? Есть ли понимание, как эти цели достигать? Какие уже есть ресурсы для достижения этих целей? Но, к сожалению, условия таковы, что я не могу получить ответы на эти вопросы до того, как этот ответ появится на сайте.
Я субъективно подставил к словам «хитрость», «наглость» и «предприимчивость» антонимы. У меня получилось: «доверчивость, простодушие», «скромность» и «нецелеустремленность, зависимость». Вы такая? Соответствуют ли эти определения вашему самовосприятию? За перечисленными вами наглостью, хитростью, предприимчивостью стоит особенное психологическое умение – умение использовать окружающих. Способность относиться к ним как к объектам, которыми можно играть, управлять, которых можно использовать в качестве ресурса для достижения своих целей и не испытывать при этом чувства вины. Способность не идентифицироваться с их субъективностью, слабостями и проблемами. Кроме того, за этими умениями обязательно стоит такое качество, как агрессивность. Здоровая агрессивность помогает и выживать, и жить, она способствует достижению целей, успешному конкурентному поведению. Этому хорошо учат в спортивных школах и на разного рода тренингах по развитию самоуверенности.
Иногда, чтобы стать чуть наглее можно представить, что жизнь – это театр и пробовать играть разные роли. Например, «одевать маску» наглого и хитрого человека и от этой маски взаимодействовать с миром. Уверен, что с миром ничего не случится. Мир и не такое выдерживал.
Лида, как вы относитесь к людям, которые выражено обладают этими качествами?
Если они вызывают у вас в основном негативные чувства, то, скорее всего, вы этими качествами сами уже обладаете, просто они находятся в Тени. В том пространстве бессознательного, куда были загнаны либо воспитанием, либо сложившимися обстоятельствами, например, если ваше ближайшее окружение не могло выдерживать вашего агрессивного поведения в детстве- заболевали, обижались, стыдились или стыдили- то проявлять агрессию было сложно, и ваша адаптация состояла в том, чтобы научиться ее не проявлять, а подавлять.
Если вы им завидуете, то скорее всего, адаптация заключалась в том, чтобы спроецировать эти качества на других, т.е. в фантазии наделить агрессивностью окружающих людей, а самой принять роль жертвы или неполноценного человека, или «статиста» в жизни. За этим обязательно стоят бессознательные фантазии, объясняющие, вследствие чего и зачем был выбран именно этот путь.
Аналитические психологи считают, что сознательным установкам всегда противостоят бессознательные, но с обратным знаком. Т.е. если вы воспринимаете себя доверчивой, пассивной и бесхитростной и ведете себя так же, то в бессознательном накопилось много ярости и ненависти. И вопрос в том, как ее осознать и научиться дозированно проявлять. Если ли в вашем окружении люди, кому предназначена невыраженная ярость и агрессия? Почему вам сложно было и остается эти качества проявить? Что с ними случится, если вы проявите столь привлекательные для вас качества, о которых писали в письме?
В жизни сложно достичь успеха или счастья только наглостью и предприимчивостью, так же как только скромностью и нецелеустремленностью. Успешен тот, кто умеет быть разным: пассивным и агрессивным, чутким и жестким, доверчивым и хитрым.