Всем ли подходят тренинги?
Здравствуйте! Моя дочь, 16 лет, очень застенчива, не уверена в себе. В школе выйти к доске для нее - стресс. Говорит, что начинает волноваться, когда весь класс смотрит на нее, боится ответить неправильно, дрожат руки, не знает куда их деть и из-за этого выглядит смешно. Недавно мы с ней нашли тренинг "Свобода общения". На втором занятии надо было интервьюировать друг друга. Очень нервничала при этом и тут вдруг увидела, что два мальчика, тоже участники тренинга, смеются, глядя на нее. После занятия самооценка еще больше снизилась. Сказала:"Значит я не такая как все, ни над кем не смеялись, только надо мной." Получается, что тренинг может и навредить. Какой тогда выход: только личные консультации психолога или бороться со страхами и посещать новые тренинги? Не усугубим ли мы ситуацию? Спасибо.

Ответ эксперта
Ирина, здравствуйте. Ваша дочь, конечно, как все застенчивые люди, проецирует на других людей негативный сценарий, ей кажется, что все будут над ней смеяться. Она "придумывает" себе их реакции, хотя люди могут просто радоваться или смеяться, но над чем-то своим, но их любая реакция ожидается ею очень персональной (то есть направленной на нее), и очень негативной (высмеивание, отвержение). Поэтому она сама (и вы, судя по письму, так или иначе ее в этом поддерживаете) выбираете ситуацию избегания страха. То есть ваша идея - избегать мест или ситуаций, в которых кто-то может посмеяться над ней.
Но правда в том, что люди делятся на тех, кто часто обсуждает и даже осуждает друг друга. И тех, кто вообще не очень замечает других людей. И ваша дочка преодолеет застенчивость не тогда, когда сможет вести себя так, что не будет вызывать ничьих реакций (это невозможно, так ей надо будет вообще исчезнуть). А тогда, когда она сможет выдерживать любые реакции других людей. Выработает к этому свое отношение, научится тоже их оценивать, ведь ей тоже кто-то нравится, а кто-то нет. Тогда ей будет легче проявляться в любом месте и обществе.
Если она научится делиться своими переживаниями на тренинге, то ведущий, конечно, сможет оказать ей помощь, прояснив эту ситуацию. Если вы ее поддержите в том, что нормально переживать о том, как к тебе относятся, нормально просить помощи ведущих, и нормально прояснять ситуацию с мальчиками (когда она будет чуть смелее), то ей будет значит ельно легче. А пока она находится в ситуации полного бесправия, у всех как будто есть права. А у нее нет. Ваша поддержка поможет ей не сбежать от сложностей в очередной раз (что только усугубит ее робость, потому что оставит ощущение неудачи), а пойти туда, где сложно и прояснить это. Страх прорабатывается только встречей с ним, а не бегством от него. Удачи вам и ей.