Вина
Добрый день! Я мама замечательной девочки, которую безумно люблю и благодарю Бога что она у меня есть! У моей дочери органическое поражение мозга( родовая травма), самое "безобидное" из последствий это задержка развития, сейчас нам 10 мес, дочь не берет игрушки и даже не переворачивается. Но дело в другом. Я жёсткий оптимист по жизни, и всегда стараюсь не зарываться в проблемах, плохих мыслях, не копаться в себе . Но меня не покидает чувство вины. За то, что мой ребёнок такой....особенный! Я пытаюсь понять где я упустила момент, почему так все произошло?! Всю беременность я представляла нашу дочку умничка, как она бегает по дому, как смеётся, играет с папой! Но мегя как на землю опустили, в реальность, увы не всегда веселую. Мне с каждым днём страшно за будущее моей девочки! Какое оно будет?! Что я ей смогу дать для полноценной жизни кроме своей любви?! Мы каждый день занимаемся реабилитацией. Но когда я остаюсь сама с собой наедине, я начинаю в себе копаться! У меня опускаются руки, я плачу, думаю и представляю какой была бы моя дочь, если бы была здоровой! Я понимаю что не одна такая, что есть много мам которые тоже воспитают деток с особенностями развития. У меня прекрасный муж, который всегда меня поддерживает, но ему я не решаюсь сказать о том ,что мучает меня! Нужен Ваш совет! Спасибо заранее!

Ответ эксперта
Яна, здравствуйте. К сожалению, вы правы: у очень многих мам, дети которых растут с особенностями развития, есть достаточно разрушительное чувство вины. Вот и у вас тоже. Вам, возможно, кажется, что вы как будто бы могли что-то сделать, предпринять, но не сделали или что-то упустили. Сослагательное наклонение, звучавшее как "вот если бы..." довольно эффективно убивает настоящее.
Замечательно, Яна, что вы оптимист, но все же полагаю, что вам все же стоит отплакать потерю, потерю той "здоровой" девочки, которую вы ждали, потерю ваших ожиданий и вполне естественных желаний - иметь здорового ребенка. Это позволит вам принять вашу дочку той, которая она есть, с теми ограничениями и возможностями, которые у нее есть, впрочем, как у всех детей.
Я верю, что вы делаете все, чтобы ваша дочка развивалась как можно лучше, но чем быстрее (возможно с посторонней помощью психолога, если у вас есть возможность) вы сможете оплакать потерю, чем лучше справитесь с естественной в таких случаях родительской тревогой, тем больше вы поможете своей девочке. Ребенок в таком маленьком возрасте очень подключен к родителю, особенно к маме. И ваше самочувствие и устойчивость будут помогать вашей дочке чувствовать себя хорошо.
И, возможно, все же стоит поделиться с вашим мужем переживаниями, поскольку весьма вероятно, что он тоже ощущает себя виноватым и тревожится. Вы сможете стать ближе и быть большей опорой друг для друга, если сможете обсуждать с ним вашу реальность. Временами вы будете более оптимистичны и поддержите его, а иногда он будет больше верить в ваши общие возможности и поддержит вас. Возможно вам поможет общество таких мам и детей, если оно есть в вашем городе. Наедине с проблемами всегда сложнее, чем среди тех, кто тоже через это проходит.
Невозможно вырастить даже здоровых детей без родительской вины, просто потому что мы отвечаем за жизнь и здоровье хоть и близкого нам, но все же другого человека. И родитель при всей своей любви не всесилен и временами будет ошибаться. А иногда есть просто что-то не в нашей власти. Научиться разделять это: что я могу, а что не в моей власти - было бы неплохо. Принять факт того, что вы даете вашей дочке все, что можете и могли ей дать в тех условиях, в которых она появилась и росла. И это означает, что вы - хорошие родители. Просто нужно пережить тот грустный факт, что ваше родительство будет совсем не таким, каким вы ожидали. Но это не означает, что оно будет "плохим". Миру нужны особые дети. Возможно, именно вы разгадаете для чего.