Моральные принципы нужны?
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что со мной? у меня есть моральные принципы, но люди в моем окружении не всегда им соответствуют, у меня же не получается себя сдерживать и я высказываю свои претензии, в результате чего появляется обида и негатив на меня.

Ответ эксперта
Моральные принципы, конечно, нужны, но, поверьте, мне тоже трудно с людьми, которые высказывают мне свои претензии. Я уверен, что ваши отношения с людьми значительно улучшатся, если вместо моральных принципов, вы будете высказывать им свои переживания и чувства. Главное здесь заключается в том, чтобы не смешивать одно с другим, чтобы говорить другим именно то, что вы действительно переживаете и чувствуете на эмоциональном уровне. Попробуйте попрактиковаться в этом, и результаты не заставят себя ждать.
Ответ эксперта
Здравствуйте, Angelboy,
Принципы – это прекрасно, это опора и ориентиры в жизни и отношениях.
Вопрос в том, помогают ли они ощущать удовольствие от жизни или наоборот. Поскольку ваши принципы, вероятно, выходят за пределы библейских заповедей, и распространяются на отношения с окружающими людьми, то важно сделать выбор: либо общаться только с теми, кто вашим принципам соответствует, либо (если ваши принципы – источник конфликтов) искать причину в себе.
Важно понимать, что ваши принципы - это как устав в отдельном монастыре, с которым, как известно из русской поговорки, в чужоймонастырь не ходят. Проблема возникает, когда принципы перестают быть сугубо вашими и транслируются на окружающих. В этом случае они становятся трафаретом поведения: как можно себя вести и как нельзя. Для подавляющего большинства людей эти принципы будут восприниматься как шоры и ограничения, с которыми иметь дело забавно, но чаще неприятно, а психологи говорили бы о наличие каких-либо комплексов. Потому что часто моральные принципы выполняют (неосознанно, конечно) функцию психических защит, с одной стороны, защищая эго от тяжелых переживаний от соприкосновения с травмирующей ситуацией, а с другой – естественно, как и любая защита, ограничивая развитие. Слово «принцип» происходит из латинского слова, означающего «начало» или «первооснову», поэтому принципы тяжело анализировать и гибко использовать; они всегда ригидно наперед говорят, что хорошо, а что плохо, теряя все, что может быть между. Как правило, моральные принципы подкреплены большим количеством малоосознанных и, что важно, противоречивых чувств, от которых собственно и защищают. (Возможно уже сейчас, в процессе чтения этого письма, вы начинаете чувствовать негодование). У любого принципа есть своя история: из каких ситуаций в прошлом они выросли, как развивались. Обычно корни «моральности» лежат в системе воспитания в детстве. Перестав анализировать людей с точки зрения своих принципов, и подвергнув природу этих принципов рефлексивному анализу, можно понять от каких чувств, от какой амбивалентности ваше эго пытается защититься. Но повторюсь, к сожалению, самому проделать такую работу крайне сложно. Потому, что свою мораль сложно контролировать, и, как правило, «моральная картина мира» сама успешно контролирует эго и удерживает его в своих пределах.
Возвращаясь к началу письма, думаю, что вам стоит определиться, что омрачает вашу жизнь: обычные и несовершенные люди, которые не соответствуют принципам, или мораль, которая оттеняет разнообразие характеров окружающих людей. Если первое, то формируйте свой круг общения, если второе, то целесообразно обратиться к специалистам в психологии.
Всего вам доброго,
Константин Слепак