Отношения с мужчиной, его сыном и матерью ребенка
Добрый день!Живу с мужчиной и его 7-летним сыном от первого брака. Отношения с обоими очень хорошие. Вижу, что ребенок меня любит. Беспокоит то, что он не любит отца (по словам самого ребенка). Его родная мать живет в другом городе, приезжает примерно раз в месяц, когда ей удобно. Суд определил место проживания ребенка с отцом 4 года назад. Недавно без предупреждения подала иск на изменение порядка общения. Ей по решению предоставляют почти все каникулы (7 дней зимних, все весенние, 1 месяц летних; осенние она брать не захотела, в иске не указала, ее представитель в суде сказала, что ей отпуск не дают осенью). Боимся отдавать ребенка на длительное время, потому что ее родители настраивают ребенка против отца и его родственников, а она позволяет ему делать все, что захочет (играть целый день на компьютере, смотреть по телевизору все, что захочет, не читать, не писать) - она это называет естественным родительством. На мой взгляд, это попустительство. Стараюсь не вмешиваться, но ребенка ревную к ней. Своих детей пока нет. Планируем совместного, но я переживаю, как он скажется на этом ребенке. Страшно, что он после того, как столько времени будет проводить с матерью, возненавидит нас и захочет жить с ней. Как объяснить ему, что вседозволенность не всегда означает любовь?

Ответ эксперта
Анна, вы описали непростую ситуацию. Дети склонны сочувствовать и принимать сторону того родителя, который покидает семью и, соответственно, обвинять второго родителя в разрыве отношений. Не потому ли мальчик таит обиду на своего отца и говорит, что его не любит? А то, что у вас с мальчиком сложились очень хорошие отношения, прекрасно. Но родную мать вы ему не замените, да и не надо. Конечно, у вас может быть свое мнение о том, как мать должна проводить время с сыном. Однако о методах воспитании ребенка должны договариваться, прежде всего, его родители. И достижение между ними консенсуса в этом вопросе пойдет на пользу их сыну. Вам же надо строить с мальчиком свои отношения, где вы будете другом, авторитетом, наставником и пр., но не мамой. Будьте искренни, говорите о своих переживаниях, о том, как скучаете при разлуке и пр. Для детей, прежде всего, важны уважительные, доверительные, теплые отношения. Это заблуждение, что вседозволенностью можно «переманить» ребенка на свою сторону. Он отлично чувствует, когда хорошее отношение к нему искреннее, а когда показное. Отсутствие требований и правил может восприниматься ребенком как проявление равнодушия к нему. Но в вашей ситуации важно не пуститься в спор о том, кто является лучшим воспитателем мальчика, а последовательно делать то, что вы считаете нужным, строя свою собственную семью. Не отзывайтесь негативно в присутствии ребенка о его родной матери, как бы вы к ней и ее отношениям с сыном не относились. Проявляйте к ней уважение, все же она родила ребенка, к которому вы так привязались и о котором беспокоитесь. Что же касается планов родить, то это должно быть, в первую очередь, совместное ваше и вашего партнера решение. Почему вы переживаете за то, как скажется рождение ребенка на мальчике? Разве плохо, если у него появится братик или сестричка и он приобретет статус «старшего брата»? Мальчику будет легче принять появление нового члена семьи, если отношение к обоим детям будет справедливым, любящим и заботливым, если не будет противопоставления на «мой» ребенок и «его» ребенок. Конечно, ревности исключать нельзя, как и в любой другой семье с появлением второго ребенка. Но это все естественно и вполне решаемо. Мудрости и терпения вам!