найти нужные слова для ребенка. Отношения с ребенком
Добрый день! У меня есть племянница,ей 9 лет, это дочь моей сестры. Когда ей было 3 года ее родители развелись. Вообще, еще до развода мама мало занималась ребенком,основное время ребенок проводил у бабушки, даже жила там большую часть времени.Всякие прогулки, походы куда-то были в основном с папой. После развода ребенок остался со своей мамой, но где-то, примерно, в течении года она в основном жила так же у бабушки, мама отвозила и привозила в сад. Папа общался с ней примерно раз в неделю, так же продолжается до сих пор. Примерно через год после развода, мам снова вышла замуж, когда племяннице было семь, у нее родился брат. С новым мужем у племянницы в целом нормальные отношения, но назвать их отеческими я не могу. Он очень требователен, плюс с появлением ребенка еще одного в их семье основное время уделяется, конечно, ему. Сейчас, когда племянница учится в школе, в выходные она так же живет у бабушки. Бабушка с дедом ее балуют. Сейчас появилось очень много проблем : племянница ничем не интересуется, нет какого-то увлечения, ходила на тэквандо, то когда перестало получатся -бросила, танцами занималась еще до школы-но тоже проявляла характер и толком там ничего не делала, в компьютере одно время сидела-теперь и это не интересно, читать-не хочет и ей также не интересно, учиться не хочет, делает все на "отстань" не аккуратно, не старается. Учиться на 3. Дома не может не убрать за собой, элементарно, поест конфеты, бумажку не выкинет-а спрячет, просишь что-то сделать - не делает- переговаривается.Постоянно на нее ругаются, кричат,уже невозможно подобрать слова, обьясняю ей - проще сделать, как говорят взрослые, тогда никто не будет ругаться, и плохого тебе не желают, нет все равно. Как специально делает наоборот и назло. Скандалы даже по вечерам, когда говоришь, что надо зубы почистить. очень ленится. Придет из школы-вещи разбросает и сидит, не может самостоятельно организовать выполнение домашнего задания, если не возьмешь сама в руки дневник и не скажешь , что делать, так и будет сидеть. При этом мне очевидно, что девочка она умненькая, не отстает в развитии, высокая, стройненькая, симпатичная. Но ни дома, ни в школе, ни даже постараться для себя (причеаться, умыться, чистенько одеться) ничего делать не хочет и даже стараться не хочет.Напряжение с каждым днем растет между ней и родителями, бабушкой, дедом и мной, я осознаю уже, что просто зло берет, руки опускаются, испытываю постоянно раздражение.Постоянно что-то требуешь, а получается, что приходится требовать, так как все просьбы пропускаются мимо ушей, а ей все равно.При этом она огрызается всегда. Пытались мы все с ней говорить, объясняли, что мы ее любим все, желаем только добра, что не просим чего-то лишнего. а она уже все в штыки воспринимает. Замечаю, что она становится более замкнутой, стесняется, при этом и с другими детьми, знакомится легко-общается, но общается тоже интересно, например, лучшая подруга в школе заболела- она ей даже не позвонит, если не подскажешь что надо это сделать. К слову, родственникам-бабушкам, дедушкам, папе родному никогда не позвонит, даже с праздником не подумает поздравить. Я понимаю, что и мы много ошибок совершили, и баловали, там , где не надо было и сами самостоятельности не давали и сейчас постоянно только требуем -требуем и требуем и слов правильных подобрать не можем.И чувство вины постоянно присутсвует, что не долюбили ее в детстве и сейчас родители, что не хватает ей с ними общения. Как найти к ней подход? Как самим себя правильно вести? Как поступить. спасибо большое.

Ответ эксперта
Елена! Вы пишете, что девочку приходится постоянно ругать. А получает ли она от взрослых другие эмоции, кроме недовольства и раздражения? Понаблюдайте за собой и окружающими. Какие реплики слышит девочка в течение дня? Сколько из них выражают недовольство, а сколько - одобрение? Захочет ли стараться ребенок, который не получает положительного отклика на свои поступки? Скорее всего, он будет думать, что все усилия бесполезны, все равно будут ругать. А старается ребенок сделать что-то хорошее для близких, когда видит, какую радость он доставляет этим окружающим, как вызывает у них гордость и другие позитивные эмоции. Конечно, трудно искать положительные моменты, если ребенок все время делает что-то не так. Но, наверняка, хоть крупицы хорошего в его поведении есть. Вот их и надо собирать, дав почувствовать девочке, что у вас, помимо недовольства, есть и другие чувства к ней – симпатия, интерес, гордость и пр. Необходимо разъединить свое отношение к девочке и ее поступкам. Когда мы ругаем и критикуем ребенка, объясняя это желанием добра, он, скорее всего, слышит только недовольство им в данный конкретный момент, причем, глобальное недовольство всей его личностью, а не заботу о нем. Поэтому лучше говорить о своих чувствах по отношению к конкретному поступку ребенка. В конце концов, вас же раздражает поведение девочки. Вот и выражайте свои чувства к происходящему, а не к самому ребенку (говоря, какой он ленивый и пр.). При этом будьте честны и откровенны, описывая свое состояние. Необходимо стараться договариваться о правилах поведения в доме. При невыполнении этих правил – не долгие нотации взрослых, а естественные последствия за поступки на основе ранее установленных договоренностей. Хорошо помогает наладить контакт совместное времяпрепровождение, доставляющее удовольствие всем участникам. Это могут быть игры, прогулки и пр. Помните, что любовь и уважение к девочке сделают ваши отношения куда более теплыми и доверительными, чем окрики и упреки в ее адрес.