Ребенок проявляет агрессивность
Cыну 2,4года. Я считаю, что у меня совершенно нормальный ребенок, но моя мама думает иначе. Говорит,что его надо вести к врачу, а все потому, что сын может кусаться , ущипнуть очень больно, бросить первое, что попалось под руку в ответ на какой-то запрет. Например, бабушка не разрешает ему лазить и брать что-нибудь из ее посудного шкафа, брать радиоприемник деда и т.п. Я пытаюсь объяснить ей , что ему просто интересно, а она обвиняет меня в том, что я ему все позволяю ( я запрещаю только то, что опасно: электроприборы, эл.печка, духовка). И еще часто бывает так, что сын играет игрушками или рисует, а потом вдруг начинает все кидать в разные стороны. Почему он это делает, и как можно с этим бороться ?

Ответ эксперта
Ольга, как вы верно заметили, одной из причин, вызывающих детскую агрессивность, являются ограничивающие поведение ребенка запреты. Столь «недобрая» реакция на них понятна. Ведь установление определенных правил и ограничений есть не что иное, как посягательство на стремление малыша к независимости. Желание взять предмет в руки и произвести с ним определенные действия связано с тягой ребенка к познанию окружающего мира теми способами, которые ему доступны. А границы дозволенного оказываются некоей преградой для удовлетворения естественного любопытства малыша. Как следствие этого - выражение протеста со всей непосредственностью 2-х годовалого ребенка.
Но четкое разграничение поведения на «можно» и «нельзя» необходимо для каждого ребенка. Мало того, что оно продиктовано обеспечением безопасности малыша. С помощью такого разграничения сложный окружающий мир становится для ребенка понятным и предсказуемым. Кроме того, происходит формирование социально приемлемых форм поведения ребенка.
Дома обычно запреты налагаются на действия с предметами, представляющими опасность для малыша или ценность для кого-то из членов семьи. Конечно, желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой тактики в установлении ограничений. Ни один ребенок не усвоит неоднозначные, произвольные правила.
Ольга, сложилось такое впечатление, что у вас и вашей мамы имеются разногласия по поводу того, что можно и чего нельзя брать вашему сыну. Видимо, посуда в шкафу и радиоприемник деда представляют определенную ценность для ваших родителей. Как быть в такой ситуации? Можно, например, вместе с сыном рассмотреть посуду, стоящую в шкафу. Объяснить малышу, что стекло хрупкое, его можно разбить, а осколками пораниться. Да и бабушка будет огорчена, если лишится какого-нибудь предмета из шкафа. При этом надо строго сказать, что самому открывать шкаф и доставать посуду нельзя. После этого установленный запрет необходимо поддерживать.
Что касается вопроса о разбросанных игрушках. К сожалению, в вашем письме недостаточно сведений, чтобы определить причину такой реакции мальчика. Возможно, у него не получается что-то задуманное или он поступает так потому, что данная игрушка перестала быть привлекательной. Не исключено, что таким образом малыш продолжает познавать окружающий мир, пытаясь нащупать границы дозволенного обращения со своими игрушками. Причинами могут быть просто усталость ребенка или желание привлечь к себе внимание. Словом, возможны варианты.Как бы там ни было, надо дать понять ребенку, что подобное поведение недопустимо. При этом взрослым важно оставаться как можно спокойнее. Швыряет малыш игрушки – надо строго сказать, что игрушкам не нравится такое обращение, что они могут сломаться. Продолжает раскидывать – лучше вообще изъять «пострадавшие» игрушки на некоторое время.