Как избавиться от чувства вины и отпустить прошлое?
Добрый день! Мне 23 года, я в счастливых отношениях с молодым человеком, мы готовимся к свадьбе. Однако я все время чувствую себя недостойной его. Особенно меня преследует чувство вины за то, что у меня были до него отношения. И при том, что я прекрасно понимаю, что тут нет ничего такого - не было измен, просто отношения до нашего с ним знакомства - я испытываю жуткое чувство вины за это. Хочется забыть все прошлое.
И о прошлом - оно меня просто преследует. У меня часто случаются панические атаки, я как будто все время чего-то боюсь. Боюсь потерять любимого человека.. Даже объяснения не могу найти своей тревожности. То есть все в жизни прекрасно, но я за что-то не могу простить себя и быть счастливой. Боюсь что неприятные моменты прошлого настигнут меня. Живу в необъяснимом страхе. Я буду очень благодарна вам за помощь и советы!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наталия!
Я знаю, что такое паническая атака и сочувствую вам. Но объяснение тревожности не избавляет от страха. Прошлое – это часть вас, как тело: рука или волосы. От него невозможно избавиться. Да и нужно ли?
Ведь это и является причиной страха – невозможность принять себя такой, как вы есть . Возможно, подсознательно вы боитесь оценки со стороны нового избранника, боитесь отвержения, боитесь потерять контроль над отношениями и жизнью.
У меня к вам несколько вопросов, Наташа:
- Можете ли вы контролировать чувства?
- Свои мысли?
- Можете ли удержать  мысль, которая сейчас мелькнула в голове, хотя бы на минуту?
- Контролируете ли вы свою жизнь? Глобально…
- Или иногда события в жизни происходят случайно, как будто бы без вашего участия?
С этого мы могли бы начать. Потому что самое страшное – это неопределенность. У кого-то она - в будущем, а у вас – в прошлом, эта бомба замедленного действия. Психотерапия - это разминирование бомбы, принятие прошлого и будущего, тела, себя целиком, людей вокруг.
Потому что счастье – это естественное состояние)))
С уважением, Владимир Дашевский, к.пс.н., директор психологического центра «Легче» (easypsy.ru, dashevskiy@easypsy.ru, WhatsApp +79253096907)