Возможно ли любить двоих?
Александр Борисович, у меня вот какой вопрос: можно ли любить сразу двух людей? К примеру, с одним комфортно физически, а с другим душевно? Или это лишь промежуточные этапы до «золотой середины»?

Ответ эксперта
Маргарита,
человеческая душа широка. Человек может никого (даже себя) не любить, он может любить кого-то одного, может любить нескольких, может любить многих и, как говорят, может любить всех (по крайней мере, так могли любить основатели мировых религий). Но вы спрашиваете не просто о любви вообще, а о любви земной, телесной, сексуальной. Здесь я тоже не открою для вас ничего принципиально нового. Для многих людей такая, не сконцентрированная на одном человеке сексуальная любовь - реальность их повседневной жизни. И, наконец, в вашем письме есть еще один вопрос, вопрос о «золотой середине» любви. Насколько я понимаю, вы спрашиваете о такой любви, которая вмещает в себя все, включая и комфорт душевный, и комфорт физический. Конечно, такая любовь более совершенна, она венчает собой множество парциальных, односторонних чувств. Однако каждая такая частичная любовь может (и должна!) быть ступенью к любви многосторонней, гармоничной, целостной. Движение с одной ступени на другую всегда предполагает усилие, труд. Движение «по лестнице любви» не исключение. Однако в данном случае правильно говорить о внутренней работе, о труде души любящего человека.