Все могут любить?
Недавно прочитала «Искусство любить» Фромма. И вот задела мысль автора: любить большинство из нас не умеют. Мы можем привязываться, использовать другого для своих целей (неосознанно), а вот любить просто за то, что он есть и не ждать ничего взамен, не многие могут. И главное, нас общество этому и не учит. Учит только потреблять другого, как очередной продукт, товар… И есть люди, которые просто не в состоянии действительно любить другого. Разделяете ли вы такую точку зрения?
А вот на днях показывали документальный фильм о любви по одному из федеральных каналов. Там говорилось о том, что все мы (даже те, кто считает, что не умеют любить) на самом деле любить можем, в нас это первостепенная потребность, и рано или поздно мы влюбляемся.
А как вы считаете: все же большинство из нас могут любить, или же сегодня это все более редкий дар и нам нужно действительно любви учиться? И, кстати, можно ли научиться любить?

Ответ эксперта
Анна,
да, конечно, я разделяю эту точку зрения Эриха Фромма. Я дополнил бы ее лишь одним, но очень важным (в моем представлении) нюансом. Фромм считает, что мы не умеем любить и должны учиться этому искусству. На мой взгляд, все выглядит несколько иначе, поскольку все мы в детстве умели любить безусловно, но потом в силу ряда причин утратили это умение. Поэтому наше обучение любви – это во многом восстановление утраченного. В этом смысле я считаю, что в подавляющем большинстве случаев вся та «реальная любовь», которая с нами случается в жизни, представляет собой лишь предпосылку, начало «пути любви», лишь двигаясь по которому мы можем восстанавливать и развивать в себе искусство любить. Мне представляется, что путь любви (как любое движение к совершенству) бесконечен. Обретение дара любить – процесс. О нем невозможно написать лаконично. Но я все же хочу ответить на ваш завершающий вопрос. Каким бы длинным путь ни был, очень важен первый шаг на этом пути. Так вот, первый шаг на пути любви состоит в том, что первый человек, которого вы встречаете на этом пути и которого нужно попытаться полюбить в первую очередь, - это вы сами. Не проделав этой непростой работы, работы внимания, понимания, принятия, заботы, любви по отношению к самой(ому) себе, человек не сможет двинуться дальше, не сможет дать любовь другим людям, потому что в нем самом этой любви не будет.