Почему браки так часто распадаются?
Здравствуйте, Александр Борисович. Почему сегодня браки распадаются гораздо быстрее, чем скажем, у поколения наших бабушек и дедушек (рожденных в 40-45 годах). Неужели сейчас нет факторов, которые, как тогда войны, могли бы сплотить людей?

Ответ эксперта
Татьяна, здравствуйте.
Слава Богу, сейчас нет тех факторов сплочения людей, о которых вы пишите. Общество в целом (не только у нас, но и всюду) меняется в последние 50-60 лет в направлении меньшей традиционности, меньшей стабильности. Относительно старых порядков оно становится гораздо более хаотичным. Эта тенденция неизбежно ведет к повсеместному увеличению числа распадающихся браков. Если внешние факторы стабильности брака (такие как нужда, голод, война, социальный контроль и т.д.) перестают сейчас быть определяющими, то логично предположить, что и внутренние, психологические факторы сплочения (такие как влюбленность, страсть, привязанность, привычка и любовь, наконец) также оказываются неэффективными. Иначе говоря, не только внешние, но и внутренние «скрепы» брака не могут обеспечить его сохранность. Есть люди, которые ратуют за восстановление внешнего социального контроля над институтом брака. Мне все же кажется, что их время прошло и уже не вернется. Есть и другая точка зрения: стабильные и продуктивные отношения между мужчиной и женщиной (будем ли мы называть их браком или как-то еще) можно создать за счет внутренних психологических факторов (в числе которых любовь по праву занимает первое место). Мы знаем, что все эти внутренние факторы сами по себе, в массе не могут противостоять разрушению брачных отношений. Мы знаем также, что в относительно небольшом количестве случаев они справляются с этой задачей. Важно понять, что представляют собой эти случаи. Какая же наука может изучить и понять такие случаи? Поскольку речь идет о внутренних (или психологических) факторах, то этой наукой может быть только психология. Какая практика может помочь людям осуществить эти факторы в своих отношениях? Поскольку речь идет о психологической практике, то ей может быть только психотерапия.
Мой ответ на ваши вопросы оказался довольно пространным, потому что мне хотелось ответить на все то, что волнует вас до такой степени, что заставило обратиться ко мне лично.