Что значит выражение "настоящая любовь"?
Здравствуйте, Александр Борисович.
У меня почему-то вопросы какого-то скорее теоретического порядка. И у меня их сразу несколько, если позволите.
Подскажите, пожалуйста, как в психологии различаются понятия «настоящей» и ненастоящей любви? Мне вот в самой постановке вопроса видится какое-то высокомерие. Как кто-то в принципе может за меня решить любовь эта настоящая или же нет?
Когда возникло понятие "настоящая любовь"? Я имею ввиду, когда пришли к выводу, что вот есть нечто истинное, созидательное, а есть не менее приятные отношения, но разрушительные?
Мне кажется, что многие из нас, во многом благодаря опыту, приходят к тому, что какие-то отношений «настоящие» (каждый что-то свое вкладывает в это), а какие-то – нет (скажем, мимолетные). Вот связано ли способность к этому разграничению с возрастом? Или даже с уровнем развития человека?
В каком возрасте человек вообще начинает проводить грань между "настоящей" и "ненастоящей" любовью?
Если чувство прошло, значит ли это , что это была «ненастоящая любовь»?
Спасибо

Ответ эксперта
Алена, здравствуйте.
Попробую ответить на ваши вопросы по порядку. Согласен с вами: говорить об одной любви как о настоящей, а о другой как о ненастоящей не стоит. Это все равно как говорить об одном человеке как о настоящем, а о другом как о ненастоящем. Все люди настоящие, и все чувства тоже. И, конечно же, каждый человек имеет полное право решать для себя, как относиться к тому или иному своему чувству. Но и вы должны согласиться с тем, что подобно тому, как все настоящие люди разные, разными являются и их настоящие чувства. Действительно одни чувства могут быть созидательными, тогда как другие ведут к разрушению. Одна материнская любовь может давать человеку силы, свободу и творчество, тогда как другая материнская любовь может связывать по рукам и ногам, отбирать у человека инициативу и силы. С этим тоже трудно спорить. Я не думаю, что продолжительные отношения – всегда настоящие, а мимолетные – всегда ненастоящие. Вынужден повториться – все реальные отношения, реальные чувства являются настоящими по определению. И этот факт не зависит ни от возраста, ни от уровня развития человека. И наконец, о чувстве, которое прошло. Соломон, конечно, прав – все проходит. Но, пока человек жив, верно и противоположное: все начинается. Когда одно чувство проходит, возникает другое чувство. Что же касается любви, то я убежден: она не проходит, она лишь приобретает другие проявления. Подобно нескончаемому водному потоку, любовь может спокойно течь в своих берегах, затем исчезать в горной расщелине, незаметно струиться в подземных пустотах, а потом вновь пробиваться на поверхность множеством родников, образующих ручьи и речки, постепенно сливающиеся в один большой бурлящий поток. Любовь – это наша эмоциональная жизнь.