Нужно ли исправлять ошибки?
Здравствуйте. Я нашла почти все ошибки, которые совершила в жизни. Ошибок было больше, чем правильно принятых решений. У меня возни вопрос: нужно ли пытаться исправить эти ошибки? Или лучше попытаться начать новый этап в жизни и стараться не совершать ошибки вновь? Как избавиться от мысли, что если исправить ту или иную ошибку, то все наладится?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена.
Начну с последнего вашего вопроса. Думаю, что это повсеместно распространенное мнение, что исправленная ошибка уже ошибкой не является. Т.е. если допущенный неверный жизненный шаг исправить, что все вернется на круги своя, как было до момента, когда было принято неверное решение. Вот такое ошибочное мнение продолжает бытовать и становится все более распространенным в силу того, что в последние годы значительно расширились нормы допустимого поведения в социуме и в межличностных отношениях, т.о., то, что прежде определялось как в корне неверное, теперь становится вполне допустимым. С другой стороны психологизация общества и растущая толерантность общественного мнения к тем или иным формам поведения и мышления позволяют трансформировать то, что субъективно может быть названо ошибкой, в переживание опыта. Т.о., с помощью работы сознания гнетущие ошибки становятся полезным опытом. Конечно, подобная толерантность нужна для сознания, так как позволяет снизить степень переживания вины и стыда.
Важно также осознавать, что вы сейчас находитесь в период кризиса середины жизни. Огромное количество запросов к психотерапевтам и аналитикам приходится именно на этот период. Представьте себе, что жизнь – это река, у нее есть исток в начале и устье в конце. Вы на середине реки. Каким-то образом, правильно или ошибочно принимая решения, вы доплыли до этой середины. Исправлять ошибки – значит возвращаться, грести против течения. В некоторых случаях так поступать необходимо. Но если ошибки могут быть признаны опытом и с пользой использованы в дальнейшем, то потери времени и сил можно избежать. Юнг очень поэтично описывал кризис середины жизни, сравнивая нашу жизнь с солнцем. Он писал, что в первой половине жизни, солнце расширяет свои границы, освещая все большие пространства, становясь более сильным, более значимым. Оно видит своей целью достичь максимальной высоты, чтобы освещать максимально широкую территорию. В это время оно не знает, что ждет его дальше. Достигая апогея, оно так же не знает, что это уже предел, и оно думает, что может подняться еще выше, продолжая героический путь юношества. Но света солнце излучает все меньше, и в конце концов оно должно понять, что теперь излучаемый им свет нужен ему самому, а не окружающим. И только направив свет на себя, оно может интегрировать полученный в первой половине жизни опыт и разрешить внутренние противоречия. Переосмысление целей – это и есть основное противоречие, с которым сталкивается солнце, как только проходит через точку зенита. Психологически это значит, что вторая половина жизни – это не время завоеваний, социальных достижений и расширения сфер влияния, это время осмысления своего опыт и его более глубокого психологического переживания. Во второй половине жизни и тело, и душа начинают существовать по несколько иным законам и стремятся к достижению отличных от первой половины жизни целей.
Повторюсь, что в некоторых случаях важно возвращаться и поддерживать в себе энергию молодости, чтобы решить неразрешенные задачи первой половины жизни. Но для того, чтобы выбрать продолжение жизни или же возвращение для устранения ошибок есть период кризиса, период переосмыслений. Переосмысления требуют те цели, которые вы ставили себе,поднимаясь к зениту, потому что редко они все в течение первой части жизни могут быть достигнуты.