Я - жертва!
Здравствуйте, Константин! У меня такая проблема: мне нравится представлять себя жертвой. Не жертвой насилия или еще чего-либо подобного, нет. Просто мне нравится представлять, что у меня нашли какую-нибудь страшную болезнь, либо у меня случилось какое-нибудь горе. Мне приятно думать, как меня будут жалеть, сочувствовать мне. По жизни я достаточно успешный человек. Но если что-нибудь не получается, то тут же возникает желание представить себя в образе жертвы обстоятельств. Может это от недостатка внимания. Я всегда была "золотым" ребенком, и моя мама мне как-то сказала, что мне всегда уделяли меньше внимания, чем моему брату-разгильдяю, потому что знали что я со всем справлюсь. Мой вопрос: как мне избавиться от этого? Ведь я могу часами сидеть и представлять себе все эти ужасы, предвкушать, как меня будут жалеть, стараться мне помочь. Особенно сильно такое желание при неудачах. Причем неудачах, зависящих только от меня (несдача экзамена, ошибки в работе и тд). Может я таким образом пытаюсь скрыть свои промашки? Заранее спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Людмила.
Две возможные причины, вызывающие подобные фантазии, вы описали. Первая - потребность в эмоциональной близости с родителями, вторая – защита от переживаний реальных неудач переживанием фантазийных. В любом случае важно понимать, что ваша значимость для окружающих строится не на возможных болезнях, горестях и прочих слабостях, а ваши фантазии словно предохраняют вас от каких-то значимых жизненных действий и шагов.
В своем ответе я хочу предложить еще одну возможную причину. Возможно, к вам она не имеет отношения, но хочется поделиться.
Заключается моя мысль в том, что наша психическая жизнь уравновешена борьбой противоположностей, психика функционирует по типу компенсации: все образы психической жизни, все внутренние объекты имеют свою противоположность. Светлое всегда компенсируется темным и наоборот. Если сознание и успешность – это светлая часть психической жизни, то есть и негативная или темная часть, которая в аналитической психологии принято называть Тенью. Это всевозможные страхи и части личности, которые человек не хочет в себе разглядеть и признать. Карл Густав Юнг, зная о связи тьмы и света, здоровался со знакомыми так: «Что ужасного произошло у вас в последнее время?», таким образом, признавая существование и власть Тени. Этим примером я хочу сказать, что, может быть, ничего страшного в этих фантазиях нет, важно понять их смысл для вашей жизни. Что у вас в Тени? Что может быть в тени у «золотого ребенка»? Смею предположить, что поскольку «золотой ребенок» сам есть свет, то в его тени то, что у него внутри: инстинкты, чувства, деструктивные и срамные мысли, страх проигрыша или неудачи и пр. Все то, что в виде фантазий прорывается наружу.
Две последовательницы Юнга, Мария-Луиза фон Франц и Барбара Ханна, владели небольшой гостиницей в горах. Они ввели для гостей следующее правило: гости, у которых случались за время отдыха удачи или успехи должны были в течение недели выносить мусор. Т.о. символически признавалось место Тени, и уже можно было не бояться, что она будет прорываться в жизнь менее приятными симптомами.
Подумайте, что вы не хотите или что боитесь замечать и признавать в себе?