Дефицит общения с бабушками
Добрый день! Помогите советом пожалуйста! Нашей с мужем дочке 2 годика. Моя мама живет далеко от нас, приезжает в гости один раз в две недели на пару часов. Свекровь живет в 10-ти минутах от нас, но так как у нас уже ха несколько лет конфликт только возрос до степени ненависти друг к другу, не прииходит к внучке вообще. Бывает раз в месяц возьмет её в гости на пару часов и всё. Ничего ей никогда не покупает, ни вкусняшку, ни игрушку никогда не купит. Я стараюсь много времени играть с дочкой, часто зову в гости мамочек с детьми, в выходные выбираемся в гости или на прогулку с папой. Мира со свекровью точно не будет. Сколько старалась – никакого результата. При дочке про свекровь ничего не говорю, ни хорошее, ни плохое. Меня очень волнуют два вопроса: 1) может ли дефицит общения с бабушками и отсутствие от них вообще подарков отрицательно повлиять на развитие дочки? 2) Как в дальнейшем отвечать ребёнку на такие вопросы как :»А вот Кате бабушка то-то подарила, а Тане то-то»? Читала что нельзя отвечать что тебя бабушки не любят, чтобы ребёнок не чувствовал себя виноватым. Спасибо за ответ!

Ответ эксперта
Анна, здравствуйте. Конечно, если ребенок общается с расширенной семьей, с самыми разными взрослыми из рода и семьи, это расширяет его представления о мире и развивает его психику.
Но правда в том, что бабушки вашей дочки могут давать ей только то, что могут. Поскольку они не являются жизнеобеспечивающими фигурами для нее, каковыми являются папа и мама, то их влияние не так сильно, как вам может показаться. Для вас ваша мама и свекровь - это родительские фигуры, и все что они делают или не делают, для вас важно. Полагаю, больше ВАС обижает, что ваша свекровь не достаточно уделяет внимания вашей дочке, не балует ее подарками, как будто бы не достаточно ее любит или вкладывается.
Конечно, ваша дочка будет (или может) сравнивать себя с другими детьми и задаваться вопросами, почему ей ее бабушки столько не дарят, сколько другим девочкам, но на это можно отвечать: "наши бабушки такие, они дают тебе то, что могут". И при этом вовсе не означает, что они не любят вашу дочку, скорее, они способны именно так и столько уделять ей внимания и любви.
Действительно, вы правы, ребенку важно ощущать, что его любят, поэтому и транслируйте вашей дочке, что все в вашей широкой семье любят ее и рады ей, просто каждый делает это по-своему. От этого она не почувствует себя обделенной, а скорее, поймет, что если тебя не любят так как тебе хочется, еще не означает, что тебя не любят так, как могут. А значит, ты можешь брать от разных людей разную любовь и заботу, и не останешься обделенным.