Дочь живет не со мной. Тактика поведения.
Уважаемая Татьяна, здравствуйте!
Посоветуйте, пожалуйста, как мне вести себя в моей ситуации: я и моя трехлетняя дочь живем раздельно. Я в разводе, живу и работаю в городе, моя дочь живет в области с моими родителями, я приезжаю на выходные. При всем желании, пока я не могу забрать ее к себе, мы каждый день разговариваем по телефону, и в последнее время она стала хныкать, даже иногда плачет (хотя она очень живая, жизнерадостная девочка) говорит, что скучает, спрашивает, когда я приеду, хотя раньше этого не было. Я стараюсь отвлекать ее, мы болтаем на разные темы, я говорю, что ее люблю, обязательно приеду и т.д. Мои родители говорят, что это случилось после того, как я акцентировала ее внимание на том, что я скучаю без нее и мне лучше этого не говорить и, может, некоторое время не приезжать.
Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить, действительно ли не приезжать некоторое время или наоборот приезжать как можно чаще? Как вести с ней разговор по телефону?
Очень жду вашего ответа,
С уважением, Анастасия.

Ответ эксперта
Уважаемая Анастасия! Наверное, скажу банальность: ребенку необходимо, чтобы родители были рядом с ним. Ведь это самые близкие и родные для него люди, к тому же играющие главную роль в его становлении и развитии как личности. Но, к сожалению, бывают разные жизненные ситуации. Думаю, что у вас имеются веские основания жить с дочерью раздельно. И здесь важно, чтобы вы не стали для девочки подругой, с которой можно поболтать и что-то обсудить по телефону, а оставались мамой. Поэтому ответ на ваш первый вопрос простой: чем будете чаще видеться с девочкой и больше проводить совместно времени, тем лучше и для вас, и для нее, в первую очередь. Кстати, ваши родители, постоянно находясь с девочкой, сами непроизвольно могут войти в роль ее родителей, ведь они, действительно, выполняют сейчас большую часть родительских функций и, похоже, с этим успешно справляются без вашего участия. А если так, то вы в какой-то степени становитесь для них конкурентом на эту роль. Не потому ли вам предлагается некоторое время не приезжать?
Вообще, сложившаяся ситуация, насколько я поняла из вашего письма, больше всего приносит огорчений именно вам и не из-за реального положения дел, а из-за чувства вины от того, что вам приходится оставлять дочку у родителей.
Что же касается печали и тревоги девочки, связанных с разлукой, то их появление, скорее всего, объясняется взрослением вашей дочери и обретением ею самостоятельности. Теперь ребенок освоил новый аспект человеческих взаимоотношений – расставание – и активно учится с ним справляться. Только вот пока не знает, как именно надо поступать в такой ситуации, вот и старается переложить свою тревогу на взрослых, капризничая и плача. Так бывает: при расставании матери с ребенком малыш «устроил сцену», после которой взрослые переживают, а ребенок спокойно продолжает играть дальше и ждать маму.
Анастасия, вы спрашиваете, что говорить дочери в такой ситуации. Могу сказать однозначно: с детьми надо быть честными всегда, честно говорить на доступном ребенку языке, что вы чувствуете, почему вы вынуждены жить временно раздельно и т.д. Сложилось такое впечатление, что девочке важно говорить о разлуке с вами, но ее все отвлекают от этого разговора. Никто напрямую не говорит о ее чувствах. Вот она и пытается таким образом «достучаться» до вас. Поэтому не нужно замалчивать волнующие дочку вопросы, а обсуждая их, помните, что вы успокаиваете ребенка, а не пытаетесь уберечь бабушку от его капризов. Сочувствуйте дочери и будьте терпеливы. Старайтесь демонстрировать девочке уверенность в правильности своих действий. Тогда ребенку проще будет принять реальность такой, какая она есть. Да, грустно дочери одной, но, с другой стороны, ощущение ребенком востребованности и успешности мамы несет ему свой позитивный заряд. Дети всегда гордятся такими родителями.