Сын подруги бьёт моего сына
Здравствуйте,Татьяна.
Помогите мне, пожалуйста, разрешить ситуацию.
У меня есть близкая подруга,нашей дружбе уже больше 20 лет.Детки у нас поздние, мальчишки, ее ребенок постарше моего на полгода, ему 7 лет.
Мы часто общаемся, но вот последнее время я совсем не хочу, чтобы наши дети встречались,т.к.всегда это заканчивается тем,что ее сын ударил моего. Не случайно, в игре, а намеренно-или кулаком в живот или линейкой в глаз, в общем, с определенной долей, я бы сказала, не детской жестокости.
Я пыталась ему вначале что-то объяснить, но как то мне не достучаться-он или смотрит волчонком или вообще не реагирует.
Мой сын совсем не агрессивный, вначале даже наивно не понимал,что это такое происходит, когда боль проходила, быстро забывал обиду.
Пыталась говорить об этом с подругой-говорит,что это все школа (она рано отдала его в школу, в 5 лет).Считает,что проблемы нет,что мальчик должен постоять за себя. Обижается, что я рисую из ее сына монстра.
Что же мне делать?Детей жалко,своего особенно, и драчуна, кстати,тоже - мне не кажется такое поведение нормальным.
Дружить мы, конечно, не перестанем, но пока что, под разным предлогом, я не вожу к ней своего ребенка.

Ответ эксперта
Детские конфликты часто отравляют визиты в другие дома и, безусловно, порождают стрессовые ситуации для родителей. В такие моменты чувства (отнюдь не самые приятные) заполняют всю душу и очень трудно порой сохранять выдержку и спокойствие. Но такова реальность, неприятная реальность, и ее не нужно сверх меры драматизировать.
Детям для их личностного становления необходим разный жизненный опыт и разные умения, в том числе, умение ссориться и умение разрешать конфликты. Где им еще лучше, как не в контакте со своими сверстниками, приобрести такой опыт? Другое дело, взрослые не должны занимать пассивную позицию в тех случаях, когда конфликт выходит за «рамки» и вместо позитивного опыта может принести обратный эффект и, тем более, угрозу для безопасности ребенка. Сложности воспитания во многом связаны с необходимостью осознания родителями той грани, когда им нужно руководствоваться принципом «пусть сами разбираются между собой», а когда требуется вмешательство взрослых. Из вашего письма складывается мнение, что конфликт между детьми зашел уже слишком далеко. Поэтому, возможно, сокращение визитов в такой ситуации - не худший вариант.
Трудно сказать, что заставляет сына вашей подруги вести себя агрессивно. Да мы и не вправе вмешиваться в воспитание чужого ребенка, если его родители не видят в нашей помощи необходимости. Важнее, пожалуй, позаботиться о том, как научить собственного сына вести себя в подобных ситуациях. Ведь у мальчика впереди вся жизнь, и далеко не всегда ему будут встречаться только доброжелательные и приветливые люди.
Ребенок с вашей помощью должен четко усвоить, что никто не имеет права его обижать, причинять ему боль, что нельзя позволять в отношении себя подобное поведение. Полезно научить ребенка тем словам, которые можно сказать в зарождающемся конфликте (например, «Если ты будешь меня обижать, я не буду приходить к тебе в гости», «Мне не нравится, когда мне делают больно»). Можно инсценировать возможные варианты поведения обидчика и «проиграть» с сыном ответную реакцию на них. С другой стороны, также важно научить ребенка умению прощать, не помнить зла, мириться.