Как избавиться от эмоциональной нестабильности?
Здравствуйте! Мое настроение скачет вверх -вниз, но чаще всего оно очень плохое. У меня нет веры в себя, я себя не люблю, хотя и зациклена на самоанализе. Мне часто страшно общаться с людьми, страшно их о чем-то просить. Я чувствую себя хуже других, некудышной и неудавшейся. Завидую тем людям, у которых есть что-то, чего либо нет у меня, либо если есть, но не развито. Речь не о материальных благах, а о чертах характера - о силе воли, находчивости. и др. Меня мучает страх, что я умру, так и не состоявшийся в жизни, не повзрослев. Мне противно чувствовать себя инфантильной и несамостоятельной. Я не знаю, как заставить себя измениться. Будущее видится в черном свете, и в то же время не могу отделаться от радужных иллюзий. Не знаю, метафорически выражаясь, куда идти, как идти...

Ответ эксперта
Ханна, здравствуйте!
Вы описываете ситуацию, в которой, хотя бы частично, оказывался каждый человек. Вам хочется что-то делать, куда-то идти, заниматься чем-то интересным и важным. Может быть, вы уже выбрали профессию и учитесь, но потеряли веру в правильность выбранного пути, а может быть, еще не поняли, чем будете заниматься и ищете себя. В такой ситуации очень важно начинать делать хотя бы небольшие, но последовательные шаги в сторону укрепления самоуважения. Подумайте, что должно произойти, чтобы вы сказали себе: «я молодец»? Что именно вы должны были бы сделать? Может быть, прямо сегодня вы сделаете хотя бы первый шаг в этом направлении? В вашем возрасте человеку часто не хватает «достижений»: прежние, школьные достижения, даже если они были, уже позади, новые — где-то там, впереди. В такой ситуации важно каждый день делать что-то, за что можно себя похвалить.
Вы пишете, что часто вам бывает страшно общаться с людьми, страшно их о чем-то просить. Может быть, стоит начать с небольших экспериментов и начать делать новые для вас вещи? Прежде всего, стоит разнообразить свое общение: обращаться к людям, пытаться поговорить, попросить совета и т.д. Начав с самого ближнего круга знакомых, соучеников или коллег по работе, вскоре вы сможете тренировать свою социальную смелость и на незнакомых людях. Важно чтобы вы убедились, что люди, в основном, отзывчивы и не опасны.
Вы не пишете, что именно не дает вам права чувствовать себя более взрослой. Попытайтесь сформулировать что обеспечивает вам чувство собственной инфантильности и несамостоятельности?
Самонализ - не такое уж плохое занятие. Правда, иногда этим словом называют изнурительные внутренние диалоги и монологи не самого приятного содержания для «анализанда». И здесь снова стоит подумать о расширении круга общения - важно чтобы в вашей жизни были подруги и друзья, с кем вы могли бы говорить о себе, о своих чувствах, о своих интересах. Дайте людям, которых вы уже знаете, возможность узнать вас получше. Может быть, сейчас в вашей жизни нет совсем близких друзей - общайтесь с теми, кто есть.
Не бойтесь начать с малого, ведь большое дело, о котором вы мечтаете, может сложиться из небольших шагов в его направлении, подобно мозаике, постепенно складывающейся из
небольших кусочков смальты.