Как научиться себя заставлять?
Здравствуйте. Моя проблема заключается в том, что я не умею себя заставлять. Мне всё в жизни давалось легко, в школе и институте училась хорошо, но не особо напрягалась (выезжала за счёт хорошей памяти и неплохих способностей). По специальности толком не работала, да и вообще не работала почти. Уже три года живу за границей (здесь работает муж), но язык так и не выучила нормально, хотя ходила на курсы, и способности к языкам у меня есть. Просто заниматься дома было лень. В результате я говорю и понимаю, но от совершенства очень далека. За это время можно было выучить язык так, чтобы говорить на нём, как на родном. Полгода назад родилась дочка, сижу с ней дома - я и до этого сидела дома, нужно было время "выучить язык", чтобы потом попытаться найти работу, теперь же о работе в ближайшие полтора года речи нет... Несмотря на маленького ребёнка, у меня довольно-таки много свободного времени, а в голове - наполеоновские планы. Я в них и язык доучиваю (смотрю телевизор на языке, читаю книги и газеты), и дистанционно занимаюсь на курсах фотографии (что давно хотела), и играю на фортепьяно (которое давно забросила, а инструмент стоит, пыль собирает), и занимаюсь спортом дома по кассете, и т.п., ну просто сплошная самореализация.... Я купила много книг и учебников, чтобы заниматься языком самостоятельно, выписала газету, купила диск со спортивной программой, привезла из России свои старые ноты и выбрала уже школу фотографии. Но я ничего не делаю, и не знаю, почему. В своих представлениях я вся такая успешная, всё успевающая, а на деле...Целый день сижу в интернете, а телевизор смотрю на русском языке. Занимаюсь с дочкой, но делаю только то, что необходимо (ни о каких методиках раннего развития, книжек по которым я накупила и все перечитала в стремлении непременно заниматься с ней, речь и не идёт), меня хватает только на то, чтобы привести в порядок себя и квартиру и приготовить еду к приходу мужа с работы. Да и то, всё это я делаю кое-как. Не понимаю, что происходит, но очевидно, что это неправильно. Каждый вечер настраиваю себя: "Завтра начну день с газеты на языке", - а как только она оказывается у меня в руках, мне тут же становится жутко скучно, и я её просто откладываю. Единственное, что я делаю с удовольствием - это читаю книги и общаюсь в сети. Муж говорит, что я так деградировать могу, и, в сущности, он прав. И это никак не связано с рождением дочери или постродовой депрессией, это было и до беременности. Тем более, что дочь мне никаких хлопот с самого начала не доставляет, всё в радость, а беременность прошла очень легко. Что со мной не так и как мне это исправить? Хочу, наконец, жить, как планирую, а не просто строить планы и рассказывать о них знакомым, как о том, что я уже делаю. Спасибо!

Ответ эксперта
Мне представляется, что все дело в планировании. Нам иногда кажется, что наше отношение к будущему исчерпывается двумя вариантами: мы либо планируем его, либо нет. Но это не так. Планирование – это произвольное, рациональное, аналитическое, маскулинное отношение человека к будущему. Оно предполагает четкую целевую структуру, четкий тайм-менеджмент и т.п. Ваша успешность в прошлом была построена на планировании. Вы и сейчас продолжаете видеть свое будущее сквозь сетку плана, расписания. Много лет назад, видя мучения своего отца-перфекциониста, явно не справлявшегося со своими сетками расписаний и страдающего от непривычных для него неуспешности и непунктуальности, моя взрослеющая мудрая дочь сказала мне: «Папа, перестань планировать, начни парашютировать!». Эту фразу-урок я запомнил на всю жизнь. Дело в том, что, наряду с планированием, существует еще один альтернативный планированию способ отношения человека к своему будущему. Он основан на принимающем, интуитивном, целостном, фемининном отношении к грядущему. В каламбуре моей дочери этот способ был назван «парашютированием». Человек, живущий в модусе планирования, напряжен. Напротив, парашютирующий человек, - расслаблен. Сознание планирующего человека сужено, целеустремленно. Сознание парашютирующего человека, напротив, расширено, открыто всему тому, что может случиться. Поймите меня правильно, я не хочу сказать, что планирование всегда плохо, а парашютирование всегда хорошо. Я хочу лишь подчеркнуть, что эти способы жизни должны находиться в балансе. Они подобны вдоху и выдоху, систоле и диастоле. Если происходит что-то одно, то неизбежно наступает удушье, инфаркт. Чередование жизненно необходимо.
И последнее: вполне возможно, что острая потребность в парашютировании, столь отчетливо переживаемая вами недостаточность планирования обусловлены вступлением в новую жизненную ситуацию – материнство. Так что заканчивайте с наполеоновскими планами, начинайте искать кольцо своего парашюта.