Автомобильная авария унесла жизнь моей мамы
Здравствуйте, меня зовут Марина и мне нужна помощь. Первого августа у меня произошла беда. Автомобильная авария унесла жизнь моей мамы. Я была с ней в машине, сидела рядом и разговаривала, и вдруг мы оказались в кювете под КАМАЗом, зажатые и беспомощные. Пока она держала мою руку, я успела сказать, что со мной всё в порядке, успела позвать на помощь и когда люди откликнулись, мама выпустила мою ладонь. Я не поняла, что случилось. Всё повторяла: "Мамочка, держись, мамочка, держись". А её уже не было. Врач со скорой сказал мне, что случился инсульт.
Не знаю, как я пережила все это время. Умом я хорошо понимаю, что прошло слишком мало времени. Понимаю, что боль никогда не пройдет, но станет чуть легче. Я знаю это, потому что пять лет назад умер папа и боль потери я уже однажды пережила, но этот опыт мне не помогает. Тогда я держалась ради неё, мама стала стержнем, который держал семью. Забота о ней, поддержка, близость и необходимость друг в друге – вот, что спасало. А теперь её нет и мы с сестрой осиротели окончательно. И нет сил на борьбу, в душе нет ничего кроме боли. Мамина гибель перевернула мир.
Я хочу обратиться за помощью к психотерапевту, чувствую, что сама не справлюсь, не смогу помочь сестре. Думаю, что у меня посттравматический синдром. Не сплю ночами, постоянно прокручиваю в голове аварию, не могу контролировать слёзы, боюсь ездить на машине и неуютно чувствую себя на людях. Мне просто необходим совет, необходима помощь и я очень надеюсь, что кто-то сможет мне её указать. Заранее спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Марина,
Я очень сочувствую вам в вашем горе. Понимаю, что для вас эти месяцы являются крайне сложным временем. Было бы странно, если бы было иначе.
И все же, как бы тяжело ни было, важно помнить, что с потерей близких, рано или поздно, сталкивается каждый живущий на Земле, и в нашей культуре сформированы определенные механизмы, помогающие пережить этот сложный период в жизни.
Переживать горечь потери нормально в течение года, примерно столько времени душе требуется, чтобы «обновиться». Помощь психолога или психотерапевта необходима, если в течение этого периода не восстанавливается жизнестойкость и работоспособность, не находятся смыслы жизни. В других случаях обращаться за помощью целесообразно, но не необходимо.
Дело в том, что пережитая травма естественно разрушительна для души, внутренний мир разбивается на кусочки, и в течение года он снова склеивается, но не в прежние конфигурации, а несколько иначе. В психической жизни на месте «ушедшего» близкого человека образуется дыра, в которую эго продолжает по инерции вливать энергию, но не получает никакой отдачи. Отсюда чувство упадка сил и возникновение страхов. Душа сама залечивает рану, и постоянное прокручивание в голове сцены аварии и есть ее основная терапевтическая работа. В этот период очень желательно проговаривать эти навязчивые образы вслух: для себя, для друзей, для тех, кто готов слушать это по нескольку раз. В этом отношении психолог, как слушатель, может быть крайне уместен. Проговаривание с собеседником уже само по себе является направлением энергии на живого человека, который реагирует и возвращает силы. Кроме того, это еще и забота о себе, поскольку такое проговаривание нужно именно вам и вашей психике. За речью всегда стоит возможность осознания и соединения разрушенного внутреннего мира.
Постепенно, по мере выхода из травмы, появятся другие воспоминания помимо аварии. Их будет все больше, все больше витальности будет рождаться в вашей душе. В этот период возможны значимые сновидения, в которых умершие близкие люди приходят разговаривать с нами или просто становятся частыми гостями наших снов. Это хорошо: в этом много жизни и, главное, с помощью этих снов можно осознать свои корни в линии рода.
На мой взгляд, обращение к специалисту нужно не столько для того, чтобы вернуть душевное благополучие, сколько для выстраивания новых смыслов бытия. Психическая энергия, которая безадресно расходуется эго в поисках «временно ушедших объектов» (временно – потому, что умершие вовне объекты со временем становятся живыми во внутреннем мире), нуждается в перераспределении. Мне не хотелось бы, чтобы вы воспринимали мои слова как кощунственные, но травма потери родителей является мощным плацдармом для психологического роста и полноценной жизни в дальнейшем. Например, прочитав ваше письмо, можно предположить, что со смертью мамы разрушился тот образ семьи, который она и вы поддерживали. Это был как бы образ на двоих, вероятнее всего заданный мамой. Теперь ваша задача выстроить собственный, индивидуальный образ своего семейного будущего. Это частный пример. Более широкий контекст касается способности жить вне родительских ожиданий и проекций – для реализации собственной неповторимой индивидуальности. Это сложная и трудоемкая задача, но она решаема, и ее следует начинать решать в критический период жизни, когда контакт с бессознательным выстраивать проще и актуальнее. Это та задача, которая наиболее эффективно может быть решена с психологом или психотерапевтом, у которого есть опыт работы с переживанием горя.
С уважением,
Слепак Константин