Взаимоотношения с учениками
Здравствуйте! Я работаю в школе для детей с ДЦП, веду уроки по истории и обществознанию. Классы у меня с 5-11. Со всеми классами отношения и восприятие меня как педагога хорошие. Только с 11-м классом не могу наладить отношения. У этих детей с интеллектом все нормально, к тому же класс очень сильный. Возраст у них 17-18 лет. В школе этой я работаю первый год после 2-х летнего отпуска по уходу за ребенком. Понятно, что образовался большой пробел в знаниях. Предыдущая учительница была намного меня сильнее, и дети очень любили и уважали ее. И теперь они мне лишний раз напоминают, какая она хорошая и какие у нее были сильные уроки. Дети чувствуют мою неуверенность. Я и так человек в себе достаточно неуверенный, как бы это не показалось странным для учителя, так их поведение вообще выводит меня из колеи. Понятно, что в первую очередь это моя личностная проблема. Но как правильно мне себя с ними вести ? Может, конечно, уже что-то поздно менять. Тем более была брошена фраза: "Ну, что Вы Оксана Валериевна, у нас же всего 10 лет разница".Заранее спасибо

Ответ эксперта
Уважаемая Оксана! Похоже, ваши ученики скучают по своей прежней учительнице. Вы и сами пишете, что у них были хорошие отношения. И дети теперь, выражая свое неприятие уроков истории без прежнего педагога, невольно переносят это неприятие на вас. Ребят понять можно: всегда грустно расставаться с тем, кто был дорог, с кем были налажены хорошие отношения. Почему бы и вам не разделить с ними чувства, связанные с расставанием?
Видимо, дети уже поняли, что когда они хвалят прежнюю учительницу и ее уроки, то выбивают вас из колеи. В такой ситуации они меньше всего ожидают, что вы будете спокойно и с пониманием относиться к их словам. Поэтому при воспоминаниях о достоинствах прежней учительницы и ее уроков постарайтесь выразить детям понимание возникающих у них чувств и удовлетворение от того, что у ребят была возможность учиться у такого педагога, приобрести у него ценный опыт и знания. Ваше согласие – отличный способ привлечь ребят на свою сторону. Во всяком случае, они почувствуют, что у них нет власти над вами и прекратят разговоры, цель которых - вывести вас из равновесия.
Оксана, вероятно, у учеников вашего класса после общения с сильным и ярким педагогом есть некие ожидания от того, каким именно должен быть учитель истории. Но вы совершенно не должны соответствовать этим ожиданиям. У вас есть собственное представление о себе как о педагоге. Наверняка вы знаете свои сильные и не очень сильные стороны. Имеются пробелы в знаниях – отличный повод заняться самообразованием. Перенимайте опыт своих коллег – это конструктивно. А вот сравнивать себя с кем-либо – неблагодарное занятие. Вы имеете право быть самой собой.
Оксана, почему бы вам не организовать конференцию на какую-нибудь интересную тему, в которой вы достаточно глубоко разбираетесь.? Проведение такого мероприятия и вам добавит уверенности в своих силах, и продемонстрирует детям ваши знания и заинтересованность предметом. Словом, не отчаивайтесь. Примите возникшую ситуацию как опыт, который позволит вам вырасти и личностно, и профессионально.
Удачи и мудрости!