Как научить ребёнка выполнять просьбу?
Здравствуйте Татьяна. Меня зовут Римма. Моему сыну почти 5 лет и мне всё тяжелее находить с ним общий язык. Простые просьбы, например, почистить зубки перед сном или сесть покушать, приходится повторять по нескольку раз и чаще всего безрезультатно - он наотрез отказывается это делать. В следствии чего возникает ссора с плачем и криками с моей и его стороны. Я часто не могу сдержаться как морально, так и физически. Ему достаётся по попе. Я понимаю, что так нельзя. Сначала я спокойно прошу его выполнить просьбу, потом строгим голосом и в конце концов наказываю. Как только сын понимает что его наказали, он либо сразу просит прощения, либо бежит жаловаться к папе, бабушке или дедушке, либо пытается дать сдачи, ещё больше разозлившись на запрет и наказание, либо прогоняет от себя всех и уходит к себе в комнату. Но просьбу все равно не выполняет. Помогите, пожалуйста. Как мне быть в таких ситуациях и как строить общение с сыном?

Ответ эксперта
Уважаемая Римма! Вы описали в своем письме возможные варианты поведения вашего сына после того, как он наказан за невыполнение вашей просьбы. Но ведь ребенок каждый раз выбирает какой-то конкретный вариант поведения, выбору которого соответствуют какие-то сопутствующие события, о которых вы ничего не упомянули. Другими словами, остался открытым вопрос, как конкретно ведет себя мальчик в той или иной ситуации? Постарайтесь присмотреться повнимательнее к поведению сына. Это поможет вам правильнее выстроить и свое поведение по отношению к нему.
Вы указываете в письме, что при любой реакции ребенка на наказание с вашей стороны просьбу он все равно не выполняет. Мальчик не ест? Он вообще не чистит зубы? Он не выполняет просьбу, даже если извиняется? Как ведут себя другие члены семьи, когда ребенок идет к ним жаловаться? Только ли ваши слова не являются для сына авторитетными или других членов семьи тоже? Позволяет ли мальчик «давать сдачи» другим членам семьи? Есть ли в вашей семье единые требования к ребенку? Есть ли общее понимание того, как надо его воспитывать?
Как складываются взаимоотношения между членами вашей семьи? Если ребенок по-разному реагирует на ваше наказание в одинаковых ситуациях, то, может быть, доставляя всем общие переживания, малыш своим поведением пытается как-то объединить членов семьи? Есть ли в вашей семье общие более приятные переживания? И еще невольно напрашивается вопрос о вашем статусе в семье.
Уважаемая Римма! Чтобы вырваться из порочного круга сложившихся взаимоотношений с сыном, кому-то из вас следует изменить свое поведение. Понятно, что вам как взрослому человеку это сделать проще, чем ребенку. Постарайтесь спокойно и твердо выдвигать свои требования, в случае непослушания сына сохраняйте выдержку. Вам будет проще, если в такие моменты вы будете говорить мальчику о своих чувствах, связанных с его поведением. При этом давайте оценку проступку, но не личности ребенка.
В любом случае, с вашей стороны и со стороны всех членов семьи к мальчику должны предъявляться единые требования, исполнения которых нужно добиваться.