Не справляюсь с ребенком
Здравствуйте. Не знаю к вам ли надо обращаться или уже к психиатру. Ситуация такая: 5 лет назад мы с мужем удочерили девочку (ей было 7 мес). Нам по 40. Своих детей нет. Девочка была спокойная, со здоровьем все в порядке. Года в 2,5 начался меняться её характер, она стала неуправляемой, не слушалась, устраивала истерики. Мы думали, что все само пройдет. Но дальше еще хуже стало. Сейчас ей 5 лет. Я с ней не могу справиться, она меня доводит до слез ежедневно, как будто издевается. Никого не слушает, делать ничего не желает, кричит на меня. Обратились к психоневрологу и психологу по поводу её поведения. Результатов ноль. Мне кажется, что я стала ненавидеть её в минуты "хорошего поведения" - меня все раздражает, хочется ей наподдать, поставить в угол. Кстати, ремень у неё еще большую агрессию вызывает. В углу не стоит, постоянно орет.
Мне кажется, что я скоро с ума сойду, не знаю, что делать, как поступать. У меня постоянный стресс из-за неё. Дома скандалы начались опять-же из-за неё. Когда её нет дома, думаю: " Ну все, буду терпеть". Как только она приходит - раздражение,тревога и т.д. Посоветуйте, как принять эту ситуацию, не раздражаться. Неужели я её разлюбила? У меня голова кругом идет.

Ответ эксперта
Уважаемая Римма, вы спрашиваете, как не раздражаться и принять сложившуюся ситуацию. Но разве возможно не раздражаться, если ребенок «постоянно орет, ежедневно доводит до слез»? Можно лишь посочувствовать родителям, которые из-за «проделок» своих детей находятся в постоянном стрессе. А когда человек находится в таком состоянии, ему, конечно, трудно принимать какие-либо разумные решения, потому что он целиком находится во власти негативных эмоций.
Римма, вы пишете, что трудности поведения ребенка начались в 2,5 года и продолжаются по сей день. Складывается такое впечатление, что после начавшегося у вашей дочери так называемого «кризиса трех лет» она как бы «застряла» на том этапе развития: у девочки, скорее всего, не сформировались более зрелые формы поведения, поскольку взаимоотношения в семье не перестроились с учетом изменившейся реальности («мы думали, само пройдет»). А если это так, то жить с ребенком, у которого закрепились в поведении манеры, свойственные для кризисного этапа развития, действительно, очень сложно. Выход тогда один – строить другие отношения с учетом признания «я» ребенка, учиться с ним договариваться.
Общие правила общения таковы: ребенок должен чувствовать любовь родителей, получать достаточно внимания и в то же время необходимо устанавливать и соблюдать определенные правила поведения, границы дозволенного. О том, как строить отношения с ребенком, можно прочитать в книгах Р.Кэмпбелла «Как по-настоящему любить ребенка» или Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».