Как сделать правильный выбор?
Мне 24 года, живу в городе Твери. С 16 лет стала встречаться с парнем, с которым была вместе почти 7 лет. Как в былые времена, он у меня был первым мужчиной, а я у него первой женщиной, хотя на тот момент ему уже было 19 лет. За эти 7 лет многое вместе пережили: и скандалов, и разлук, и счастья, и горя... Только вот после третьего года нашего знакомства чувства куда-то стали уходить, поднадоели друг другу. В этот момент я стала встречаться параллельно и с другими поклонниками. Бывали и любовные связи на одну-две ночи, а бывало, что встречались и до полугода. И каждый раз я задумывалась: а может расстаться со своим постоянным парнем-то? Здесь вроде чувства есть и страсть, и человек мне интересен, все новое. Но проходило время, с парнем я оставалась, а с любовником прощалась. И так я жила долго. Хотела в загс - так парень не звал. Попробовали жить вместе. Прожили год - ужасный год в ругани и скандалах. Я переехала жить в свою квартиру, которую мне родители оставили, стала жить одна. А парня оставила при себе, пусть будет уж. Он стал звать замуж, а мне уже и не надо. Живу одна, закончила Университет, стала работать. Потом встретила мужчину и влюбилась так, что не передать. Долго добивалась его, присматривалась. Стали встречаться. Поняла, что чувства взаимны, так и бросила своего парня. С год встречалась с этим мужчиной и поняла, что жить с ним не смогу: уж очень любил он выпить и тяжело с ним было договориться, нужно было делать как он сказал. Может быть, это и понятно было - ему 37 лет и разница у нас с ним составляла 13 лет. За этот год с бывшим парнем созванивались изредка и даже иногда встречались. Он как активизировался после моего ухода от него: стал дарить дорогие подарки, стал таким обходительным, говорил постоянно, чтобы вернулась, хотя истерики он мне иногда закатывал, потом тут же перезванивал и слезно просил прощения. После расставания со своим взрослым мужчиной я стала встречаться с парнем, который оказался младше меня на 2 года. Все было замечательно и здорово. Когда мы проводили вместе время, мне больше никого не нужно было. Только вот на такие отношения я никаких ставок не делала: маленький еще совсем. Да и что у него есть сейчас в жизни?! Я решила попробовать все заново со своим бывшим парнем, с которым встречалась 7 лет. У меня не укладывалось в голове, как он так долго смог добиваться меня и ждать, пока у меня были другие мужчины, он за эти 1,5 года расставания так ни с кем и не встречался. Я этому никак не могла поверить, неужели любовь такие творит чудеса с людьми?! Стала встречаться, сказала об этом своему «малому». Был скандал - видите ли он уже успел сильно ко мне привязаться и влюбиться. В общем, сейчас встречаюсь опять с двумя парнями, со своим бывшим (он решил в моей квартире сделать большой ремонт, а я и не против, давно пора; только вот, как ему сообщить о том, что я все-таки не очень готова с ним быть, ведь он так старается) и с парнем, который младше меня (с ним просто здорово проводить время; только вот мне предложили поработать в Москве, и я скоро переезжаю жить туда, и что мне с ним светит? Какое будущее? Он только в этом году заканчивает учиться и будет поступать на службу в определенные органы, все завязки у него в Твери). Опять проблема, как сделать правильный выбор? С бывшим парнем уже все не так: не нравится секс, его поцелуи, его прикосновения. Нравится только, что он может мне все сделать в квартире и готов всегда прийти на помощь, когда мне это нужно будет. А с «малым» все наоборот: отношения просто идеальные, мы можем болтать до утра, лежа в кровати, хохотать, но я не уверена в стабильности его жизни, ведь она у него только начинается. В общем еду в Москву в тяжелым сердцем и не знаю, как все повернется? Главное, как сделать правильный выбор, о котором не будешь потом жалеть? Я уже хочу выйти замуж, чтобы не было таких проблем. Каждый год собираюсь, но каждый раз я отодвигаю этот момент.

Ответ эксперта
Анна, здравствуйте.
Если я понял вас верно, то «правильный выбор» - это выбор без издержек и негативных последствий. Должен разочаровать Вас: в межличностных отношениях такого выбора не существует. За всякий выбор приходится платить свою цену. Если же под «правильным выбором» вы понимаете выбор меньшей из двух зол, выбор с наименьшими издержками, то и в этом случае практически невозможно заранее предсказать, какой из вариантов будет «правильным» для вас через некоторое время. Означает ли это, что правильный выбор вообще не существует? Да, он не существует как вычисляемый, калькулируемый выбор. Он не существует как выбор, который делает наш рассудок. Но он существует как выбор, который делает в каждый конкретный момент наше более глобальное, интегральное, интуитивное, во многом бессознательное ощущение. Как бы ни был полезен для вас приходивший вчера слесарь-сантехник или чудесно сделавший вам прическу на прошлой неделе парикмахер, патронирующий вас начальник или сделавший вам скидку менеджер в автосалоне, вам и в голову не придет серьезно задуматься о том, чтобы связать с ними свою жизнь. Вместе с тем, в каждом из нас есть способность, благодаря которой мы может ответить себе на следующий вопрос: «Могу ли я жить без этого человека?». Этот вопрос всегда с нами. Мы бессознательно задаем его в отношении каждого человека, с которым сводит нас жизнь. И в подавляющем большинстве случаев мы получаем положительные ответы на этот вопрос. Лишь в исключительных случаях ответ, который мы получаем, ощущается нами как однозначное «нет». В этом собственно и заключается моя рекомендация вам: во-первых, перестаньте думать и рассуждать в отношении вашего выбора. Так решения вы никогда не найдете. Вместо этого попробуйте искренне ответить себе на вопрос: «Могу ли я жить без этого человека?». Вполне возможно, что в обоих случаях вы услышите положительный ответ. Тогда правильным решением будет не связывать свою жизнь ни с кем из них.