Помочь сыну найти себя
После окончания школы сын не смог определиться с выбором профессии и поступал по совету отца в технический ВУЗ. Конкурс на выбранную специальность был большой и нам пришлось устраивать не бесплатно. Кроме того нам пришлось снимать для сына жильё на весь период обучения. Сейчас он студент 4 курса. Когда сын приехал на праздники домой, я заметила, что он впадает в задумчивое состояние и неохотно отвечает на вопросы. Как -то вечером перед сном я всё - таки вывела его на откровения… Проучившись 3,5 года в университете, он понял, что пошёл не по своей специальности и у него совсем нет интереса к учёбе. Понял он это когда на отлично сдал экзамен по психологии. Не одной лекции по этой дисциплине он не пропустил. Мало того, что пропуская и неохотно посещая лекции по своей технической специальности, он вконец обленился и заявил, что никогда не сможет жить по режиму и без пинков. Боится, что в случае устройства на работу не сможет приходить вовремя и его будут увольнять. Сменить сейчас ВУЗ и погрузиться в другую специальность он не может потому, что через полгода начнётся подготовка к диплому, жаль времени и средств, потраченных на обучение. Да и отец его не поймёт и не поддержит. Отец действительно назвал его капризы блажью и оправданием элементарной лени. Я со своей стороны порадовалась за него, что не в 60 лет он понял, что занимался не своим делом, а в 20. Привела немало примеров известных людей, сменивших специальность и нашедших себя. Объяснила, что лень его обусловлена отсутствием интереса к профессии, но учёбу не следует считать бесполезной. Общеобразовательные предметы пришлось бы сдавать в любом ВУЗе и много времени он не потерял. Но как теперь помочь ему перебороть лень и чувство вины перед отцом, я не знаю.

Ответ эксперта
Вы очень внимательны к своему сыну, чутко улавливаете его состояние, умеете его поддержать. Ваши переживания тоже вполне понятны: любая мать хочет видеть своего ребенка счастливым. Но все-таки не спешите решать проблемы за сына. Вашему сыну необходим свой опыт, в том числе, и тот, когда надо самому находить мотивацию для скучной учебы, самому бороться со своей ленью, самому найти нужные слова для отца и, в конце концов, самому принять решение, как строить дальше жизнь. Вам остается лишь поддерживать сына в этой непростой для него ситуации и с уважением относиться к его решениям. Конечно, это вовсе не лишает вас права иметь свое мнение. Но не нужно навязывать его сыну. Ведь главное все-таки – это создать условия для взросления своих детей. А взрослый человек потому и взрослый, что сам отвечает за себя и за свою жизнь.