Как наладить отношения с мамой?
Очень мало общаюсь с мамой. Любое общение приводит к моему раздражению, внутреннему дискомфорту.
Вообще воспитанием нашим (есть сестра, на год старше) занималась мама. Папа был в стороне (жили в сельской местности; он всегда занимался хозяйством; он вообще замкнутый, малоразговорчивый). Работали родители в городе; каждый день уезжали в 6 утра, приезжали в 18-19-20. И дел у мамы было немало. Все общение в будние дни сводилось к мини-диалогам на тематику "уроки в школе" и "музыкальная школа". Причем нам всегда ставилась высокая планка (школа с золотой медалью, в институте красный диплом), нас сравнивали с детьми знакомых. Во многих случаях не в нашу пользу сравнения были. Похвала, объятия, ласки - редкость. Я это объясняю тем, что мама после 6го класса уехала из дома учиться в художественную школу-интернат и в семье была лишь на каникулах. Редко.
Сейчас мы выросли. Сказать, что экстраверты, что легко сходимся с людьми не могу. Да, школу обе закончили с медалями, институт - с красным дипломами. Однако сестра с мамой общается нормально (непринужденно, общие темы есть), а я нет. Мы очень разные. Практически нет общих тем для разговора.
Мы с сестрой не замужем, детей нет. Родители частенько заводят разговоры про внуков. В принципе мы привыкли. Все знакомые и родственники об этом намекают. Так что это не камень преткновения.
Воспринимаю маму как чрезмерно авторитарную личность. Кажется, что она стремится решить все за нас. Все ее вопросы, советы воспринимаются мной "в штыки". Есть внутреннее убеждение, что все решения в моей жизни до окончания института принимала за меня мама. Сейчас ответственность за свою жизнь я взяла на себя и ее вмешательство просто не нужно.
Я осознаю, что она старалась ради нас. Я ей благодарна. Но с внутренним напряженем в процессе нашего с не общения ничего поделать не могу.

Ответ эксперта
Когда я отвечаю на вопрос клиента, я часто сталкиваюсь с ситуацией, что сам этот вопрос задан неверно, и, стало быть, на него невозможно верно ответить. Как если бы Вас спросили о том, на скольких китах покоится Земля. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что не думаю, что вы должны налаживать отношения с матерью. Вы, напротив, должны их разлаживать. Иначе говоря, вы должны их изменить, сделать другими. Раньше все решения принимала за вас мама. Теперь ответственность за свою жизнь вы взяли на себя. Раньше были одни отношения. Теперь они должны стать другими. Эти новые отношения должны быть построены на отстаивании вами права отвечать за собственную жизнь. Радикальный шаг на этом пути – начать жить отдельно и самостоятельно. Но и продолжая жить с матерью, важно отстаивать это право. Это – фундамент ваших новых отношений с матерью, какими бы они ни стали. Ваше раздражение, внутреннее напряжение – все это средства держать дистанцию, оборонять свою собственную территорию. Важна настойчивость, решительность, верность себе. Все стабилизируется, как только ваша мама поймет и почувствует, что вы ни при каких обстоятельствах не капитулируете, не позволите ей распоряжаться вашей жизнью.