Я часто раздражаюсь на ребенка...
Моей дочке 2,5 года, она прекрасный ребенок, умная, сообразительная, добрая, но настоящая бандитка! В основном, делает все так, как она хочет, иногда не внемлет запретам. Я стараюсь сдерживаться, но я очень вспыльчивая, иногда очень сильно на нее кричу, могу ударить по попе... Она плачет, тянет ко мне ручки... Я знаю, что можно решить ситуацию "по-хорошему", но иногда у меня просто не получается. Потом мне стыдно и я даже могу плохо себя чувствовать... Похоже на то, как будто я сознательно ее обижаю, но я очень ее люблю! Что же происходит и как перестать так реагировать?

Ответ эксперта
Уважаемая Юлия, ваша девочка находится в том замечательном возрасте, когда ребенку так интересно все вокруг! Интересны и окружающие предметы, и люди, и взаимоотношения между ними. То, что вы характеризуете девочку как «бандитку», лишь доказывает, что ваш ребенок активно познает мир.
Дети в возрасте 2-3 лет часто доставляют беспокойство родителям, проявляют упрямство и, порой кажется, что испытывают окружающих на прочность. Особо остро они реагируют на запреты. И это понятно: тяга к познанию нового велика, и ребенку совсем не хочется, чтобы на этом пути возникали какие-либо препятствия. Более того, любое вводимое взрослыми правило или запрет малыш обязательно должен проверить на «прочность», а именно, узнать, насколько они обязательны для исполнения.
Юлия, вы пишете, что дочка в основном делает все, как хочет. В такой ситуации стоит задуматься, насколько эффективны ваши методы установления дисциплины. Не исключено, что девочка не понимает требования или считает их необязательными для исполнения. Малышка будет вести себя гораздо лучше, а вы станете намного спокойней, если правила будут четкими и неукоснительными, а ваше поведение будет последовательным.
Юлия, вы называете себя вспыльчивым человеком и пишете, что после всплеска негативных эмоций чувствуете себя плохо, стыдитесь своего поведения. Вероятно, в тот момент вы даете себе обет никогда не обижать дочку, но по истечении какого-то времени вновь «срываетесь». Вы спрашиваете, как перестать «так» реагировать. Можно с уверенностью сказать, что решимость никогда не сердиться на своего ребенка бесполезна, более того она вредна, поскольку каждый раз, сорвавшись, родитель испытывает угрызения совести и разочарование в своей родительской компетентности, что, в свою очередь, не способствует конструктивному взаимодействию в семье. Лучше признать, что родитель имеет право сердиться на своего ребенка. Более того, в некоторых ситуациях именно родительский гнев дает понять ребенку, что он небезразличен, о нем заботятся и переживают. Правда, не будем забывать, что испытывать злость, раздражение и совершать какие-то поступки в этом состоянии – суть разные вещи. Вы можете выражать словами свои чувства по отношению к поступку ребенка, но нельзя давать негативные оценки личности ребенка или применять насилие по отношению к нему. Уместными будут фразы: «Я возмущена», «Я раздражена», «Я сильно сержусь» и т.п. Таким образом вы «выпустите» свои негативные эмоции, не причинив вреда ребенку, и не будете испытывать чувства вины и сожаления о сделанном.
Юлия, как это ни банально звучит, но ребенок учится взаимодействовать с окружающими, беря пример с окружающих. Вот и получается, что для достижения желаемого поведения вы кричите, шлепаете дочку. Ну, соответственно, когда что-то надо девочке, она делает то же самое. Изменив свое поведение, вы непременно подадите девочке хороший урок: как надо себя вести, когда она рассержена, обижена и т.д.
Послушание не является врожденным качеством ребенка. Чтобы его добиться, родителям приходится проявлять немало терпения, мудрости, понимания происходящего. И лучше всего это удается тем родителям, которые, кроме требовательности к ребенку, словами и поступками демонстрируют ему свою любовь, проявляют интерес ко всем заботам и нуждам малыша, уделяют ему достаточно внимания.