Как вести себя со своей семьей?
Добрый день! Я запуталась в принятии решения. Я жила с молодым человеком около года, месяц назад приняла решение жить одна, для этого сняла квартиру. Моей сестре 23 года, она еще не работала и захотела остаться в Москве, я сказала, что пока она может жить у меня. Моя мама 2 недели назад стала против моих отношений с молодым человеком, объясняя это тем, что он младше меня на 4 года и очень плохой человек. Я немного задержалась с переездом на новую квартиру, и от мамы и сестры начали каждый день поступать в мой адрес угрозы, что я живу неправильно и должна немедленно переехать, что потом я приду к ним со слезами на глазах и скажу спасибо. Я попросила их не грубить и не угрожать. Обе живут за мой счет и всегда просят меня решить их проблемы. Молодой человек очень хорошо ко мне относится и принял мое желание жить раздельно. При очередном скандале от мамы и сестры я попросила оставить меня в покое и начать жить самостоятельно, на что мне сказали, что я неблагодарная. Я устала их содержать и решать за них, мне никто из них никогда не помогал, все делала сама. Сестра отказывается уезжать с моей квартиры и на работу не идет, мама кричит, что я с ними жестока. С самого детства я старалась как можно меньше проводить времени дома, т.к. они постоянно кричали и ругались, и как только мне исполнилось 18, я уехала в Москву, поступила в институт и пошла сразу работать, чтобы снимать квартиру. Хотелось бы поставить точку в вопросе, чтобы они поняли, что у меня тоже есть своя жизнь.

Ответ эксперта
Юлия, так иногда бывает, что именно семья или отдельные ее члены оказываются не заитересованы в том, чтобы в жизни человека происходили важные перемены, относящиеся к взрослению, обретению большей самостоятельности, независимости. Например, проблемы в отношениях с вашим бывшим партнером оказались выгодны вашей сестре: вы сняли жилье, которым она может пользоваться; если бы у вас оставалось все по-прежнему, ей пришлось бы самой искать и оплачивать жилье, устраиваться на работу.
Вы уже однажды предприняли успешную попытку начать самостоятельную жизнь, вам все удалось. Скорее всего, нынешняя трудная ситуация связана с тем, что вы, обретя финансовую независимость от семьи, сумев отделиться физически (уехали в свое время в Москву) остались очень крепко привязаны к ней психологически. Думаю, если вы будете последовательно отстаивать свое право на самостоятельную жизнь, то вам удастся обрести желаемую свободу от столь сильного давления и «присутствия» семьи в вашей жизни. Как ни странно, это оказывается часто гораздо более сложной задачей, но вы и сами видите, что вам все равно придется ее решать. Может быть, вы начнете с чего-то не самого радикального, обозначив пределы своей материальной помощи маме, и договорившись с сестрой о сроке, в течение которого она должна что-то предпринять, чтобы освободить вас от бремени обеспечения материальной стороны ее жизни. Возможно, у вашей сестры не было до сих пор шанса понять и почувствовать, что она уже достигла того возраста, когда человек может попытаться начать самостоятельную жизнь. Ваша мать говорит вам о неблагодарности всякий раз, когда вы пытаетесь отделиться, вам это трудно и обидно слышать, но, может быть лучше стать «неблагодарной», чем всю жизнь тащить на себе тех, от кого не приходится ждать благодарности?
Вы пишете об усталости от них и от всей этой ситуации; подобные состояния, став хроническими, могут напрочь лишить вас радости жизни. Последовательно отстаивая свои права, боритесь за себя, но постарайтесь обойтись без «объявления войны».