Как научиться руководить коллективом?
Здравствуйте! Я самый молодой член коллектива, меня назначили мастером участка. Но уже на второй неделе совместной работы меня подозревают в том, что я докладываю обо всем, что происходит начальству. Обвиняют в предвзятом отношении к некоторым членам нашего коллектива. Хотя по натуре я человек абсолютно неконфликтный и порядочный. Нужно ли доказывать, что это так или подождать пока они сами поймут, какой я человек? Ведь от меня во многом зависит эффективность работы.

Ответ эксперта
Здравствуйте,
Ваша ситуация довольно типичная, но простой от этого она не становится. Думаю, что не сложно понять ваших подчиненных, которые старше вас, вероятно, работают дольше вас и поэтому опытнее. Не сложно представить, как они объяснили себе ваше назначение: выскочка, любимчик начальства или «засланный казачек» – в общем «не наш». Вас и ваше назначение коллектив уже для себя объяснил, истолковал и проинтерпретировал. Причем сделал это абсолютно бессознательно, практически не задумываясь о ваших реальных качествах и достоинствах. И вряд ли вы сможете доказать, что вы другой. Не стоит тратить на это время, потому что коллективная бессознательная версия намного сильнее вашего сознательного мнения о себе и ситуации. Кроме того, ваши протесты и попытки доказать «правду» будут расценены против вас, как доказательство, что вы именно такой, каким вас видит коллектив.
Попробуйте представить себя человеком, соответствующим сплетням: «докладывающим обо всем, что происходит начальству, предвзято относящемся к некоторым членам коллектива». Что бы изменилось в вас? Как бы вы себя вели? Есть ли сейчас в вашем поведении что-нибудь, что похоже на поведение человека, соответствующего сплетням? Попробуйте изменить в себе то, что может давать повод для сплетен.
Подумайте, про кого вы можете рассказать схожие сплетни? Есть ли в вас и у этого человека общие черты и характеристики?
Повторюсь, что коллектив уже создал вокруг вас образ, в который все поверили, и ваша задача не торопясь снять с себя этот образ, отсоединиться от него. Попробуйте в чем-то стать другим. Люди это почувствуют, и образ сам распадется.
Самая большая ловушка в вашей ситуации состоит в том, что если сплетня за вас «зацепилась», а в вашей ситуации это уже произошло, то она «зацепилась» не зря. Сплетня – это бессознательное угадывание бессознательного объекта сплетни. Т.е. сплетни о вас отражают то, от чего вы хотите откреститься и вероятнее всего, не хотите в себе принимать. Это ни в коей мере не значит, что вы будете докладывать руководству о внутренней жизни коллектива, но это значит, что потенциально вы это сделать можете. Именно это вы в себе отрицаете, скрываете от себя, и поэтому сплетня попадает именно в это «слабое» место. В психологии подобные «слабые» места называется Тенью – это те качества, которые мы не хотим в себе принимать. Но они есть. Они есть у каждого, и Тень есть у каждого. Мы подавляем Тень, но окружающие ее чувствуют сознательно или чаще бессознательно. Осознать и принять свою Тень – не значит начать себя вести определенным образом, но значит признать, что делиться проблемами коллектива с руководством – это то, что вы в принципе можете делать. (кроме того, это для молодого руководителя нормально.) Вряд ли это то, чего стоит избегать или стесняться, точно так же как демонстрировать предвзятое отношение к работникам, чьи результаты вас не устраивают. «На Руси начальников никогда не любили», - поэтому, вряд ли это должно быть вашей целью, – «но уважали». А это обязательно со временем придет, если вы будете достаточно профессиональны в своей деятельности.
С уважением,
Константин