Что посоветовать ребенку?
Здравствуйте,Татьяна! Подскажите, пожалуйста, как мне поступить в следующей ситуации. Моей дочери около 3 лет, она милый, добрый, неагрессивный ребенок. В меру общительна, немного стеснительна и покладиста. С недавнего времени мы ходим в сад и, возвращаясь оттуда, она изредка рассказывает, что ее "обижает К."(девочка из группы).На мои расспросы дочь рассказывает, что К. "не разрешает ей петь","стукнула по руке", говорит, что "твоя мама за тобой не придет" и т.д. В словах дочери я не сомневаюсь,т.к. еще не было случаев вранья. К тому же, однажды в моем присутствии К. действительно грубовато запрещала дочери петь. Во всех этих рассказах я чувствую вопрос дочери о том, как ей поступать, как себя вести. И я не знаю, что ответить. Какого-то философствования на тему "не обращай внимания" она еще не поймет, т.к. мала, да и К. интуитивно может принять это за слабость. Как научить ребенка такого возраста постоять за себя? Не быть агрессивным, но и отстаивать себя? Что конкретно сказать? Все равно пой , стукни ее в ответ или еще что-то? Одна из наших воспитательниц на мой вопрос ответила: "Пусть обращается ко мне, я разберусь"(ябедничание?). Другая сказала моей дочери: "Если кто будет тебя обижать, стукни того или укуси". Мне последний вариант нравится больше, хотя я не совсем уверена. Спасибо за ответ.

Ответ эксперта
Уважаемая Анастасия, родителям всегда неприятно и больно, когда обижают их детишек. Но это неизбежно: у любого ребенка бывают огорчения и размолвки. Таковы реалии: каждый из нас на протяжении всей жизни попадает в те или иные конфликтные ситуации. Поэтому чем раньше ваша дочь научится отстаивать свои взгляды и интересы, тем проще будет ей в дальнейшем.
В рассказах дочери о неприятных для нее ситуациях вы слышите вопрос о том, как надо было поступить. А так ли это? Мне кажется, ребенок, прежде всего, ждет от вас сопереживания. Попробуйте представить, что вам нахамили в магазине. Когда вы рассказываете кому-то из близких о происшедшем, что для вас будет важнее: услышать слова сочувствия или совет, как надо было ответить в ответ на грубость? Думаю, что первое. Так и ребенок, когда его кто-то обидел, прежде всего, нуждается в вашем сопереживании. Оно даст возможность дочери почувствовать, что ее понимают, любят и заботятся о ней. Это ощущение, в свою очередь, поможет девочке справиться со своей болью и обидой. Ребенку проще почувствовать себя уверенным в своих силах, когда родители понимают его трудности, а не когда пытаются помочь советами или предлагают готовые решения.
Чтобы девочка не терялась в конфликтных ситуациях, проигрывайте дома с ее любимыми игрушками сценки, аналогичные случающимся в детском саду. Демонстрируйте все возможные виды агрессии (обзывания, драки и т.п.) и возможную реакцию на них, приемлемую с вашей точки зрения. Дочери будет проще так усвоить приемы разрешения конфликтных ситуаций, чем получая от вас соответствующие инструкции. Полезно будет в игре «побороться» и с родителями. Причем, для ребенка важно в такой «борьбе» и побеждать, и терпеть поражения.
Каким же способам самозащиты полезно обучить ребенка? Прежде всего, достойному реагированию. Попытки отвечать на грубость и хамство кулаками, скорее всего, не приведут к мирному исходу, а только раззадорят провокатора и усугубят ситуацию. Поэтому лучше научить отвечать словами. Хорошо, если в ролевой игре с куклами вы продемонстрируете дочери от имени какого-либо персонажа конкретные фразы. Например, на слова «Твоя мама не придет за тобой» можно предложить ответы: «Ну, тогда мне придется ночевать здесь» или «Тогда за мной придет папа» и т.п. Причем, важны даже не сами слова, а интонации, с которыми они будут произнесены. Лучше всего, отвечать в спокойном тоне с оттенком иронии. Главное, чтобы девочка научилась не теряться, отвечать бойко и последнее слово было за ней. Можно выучить с дочерью несколько скороговорок, чтобы она в нужный момент могла их «с ходу» сказать (например, когда дразнят: «Кто обзывается, тот сам так и называется»). А можно и вовсе заготовить какой-нибудь неожиданный для «нападающего» ход. Например, в ответ на выходку «агрессора» предложить ему вместе поиграть.
Если несмотря на все ваши усилия конфликты будут продолжаться, тогда необходимо воспользоваться помощью взрослых. В конце концов, в обязанность воспитателей входит обучение детей конструктивным способам взаимодействия.
Анастасия, важно понимать, что главной и самой надежной защитой для ребенка является чувство собственного достоинства и уверенность в себе, а родительская любовь и поддержка – его надежные союзники на этом пути.