Как сказать?!
Здравствуйте, разрешите задать вам наболевший в нашей семье вопрос. Моей племяшке только исполнилось 5 лет. Только в последний год ее мать, моя сестра оставила попытки воссоединиться с её отцом, он женился снова и у него в прошлом году родился сын. С рождения племяшка его не знала, познакомили годика в 2-3, когда сестра его приводила в какой то надежде. Он делал вид, что ребенок ему интересен и стал приходить иногда после этого, затягивая знакомство с дочкой, ну и теперь, когда у него появилась новая семья, он естественно даже про день рождения забывает, а она ждет и что-то там себе бормочет под нос, мол почему же он не звонит, не приходит. Просит телефон, чтобы самостоятельно написать ему смску, не умея ни читать, ни писать. Ооднажды я согласилась, что она будет диктовать, а я писать. И вот она между слов о том, как любит его, стала проговариваться, как ненавидит его семью, и хочет, чтобы они все умерли... При том что ей никто никогда ничего не рассказывал, мы ей говорим, что папа все работает, она стала сама догадываться. Так или иначе мы, видимо, проговариваемся в разговорах, думая что она не понимает, но вот результат. Больше так нельзя: она все понимает и надо ей как -то постараться объяснить, где её папа. Но как это сделать, не причинив морального вреда этой безвинной душе?

Ответ эксперта
Когда один человек говорит, что желает смерти другому, это, как правило, не означает, что он действительно этого хочет. Это означает лишь, что он испытывает очень сильные негативные переживания (раздражения, гнева, ярости, ненависти) в связи с этим человеком. У вашей племянницы есть все основания испытывать такие чувства. Кроме того, как вы сами понимаете, многое из того, что именно она говорит, есть результат услышанного и понятого из разговоров окружающих ее взрослых. Я не думаю, что ей нужно что-то объяснять относительно ее папы. Гораздо важнее другое: внимательно, обстоятельно, без какого-либо обсуждения, с большой долей принятия говорить с ней о том, что она думает и чувствует в связи со своим отцом. Надо дать ей возможность выговориться, сказать обо всем, что накопилось в ее безвинной душе. Надо принять все, как темное, так и светлое. Нужно поговорить с ней по душам, хотя ей всего 5 лет. Ей явно не хватает такого общения.