Почему моя сестра завидует и ревнует?
Моя сестра укоряет меня, что родители помогают мне больше, что пора мне жить самостоятельно, а не сидеть на их шее. На самом деле родители помогают и ее семье, и моей семье. Мама сама сказала, что старается помочь обеим дочкам, и ее расстраивают претензии старшей. Сестра полагает, что родители ей что-то должны (квартиры, машины). Я ей объясняла, что в 30 лет пора уже самой помогать родителям. Но она не замечает и не ценит той помощи, которую оказывают родители (подарки в дом, с внучкой посидеть и т.д.). Сама помогать им, на мой взгляд, не хочет. Я же воспринимаю как долг помощь родителям (трачу почти все выходные на поездки с ними в сад; она же говорит, что это их сад, пусть они и ездят, а потом упрекает меня, что я помогаю им, чтобы они помогали мне). Мне обидно. Хочу выяснить, в чем могут быть причины подобного поведения и понять, как себя вести. На мои доводы и факты она не обращает внимания.

Ответ эксперта
Каждый в вашей семье исполняет привычную роль. Вы – «хорошая девочка», сестра – «плохая девочка», мама – «разрывающаяся между детьми мать». О папе вы не говорите, но можно предположить, что он погружен в свои дела, его роль – «быть в стороне» от домашних неурядиц.
Маленьким детям необходимо внимание родителей, любой, даже негативный, эмоциональный отклик лучше, чем ощущение, что тебя не замечают. Один ребенок плохо себя ведет, другой, наоборот, очень послушный – есть разные средства для достижения главной цели: быть в эмоциональных отношениях с человеком, от которого целиком зависишь. Ответственная мама старается поровну делить свою заботу о детях, но младший ребенок, особенно на первых порах, нуждается в ней больше, чем старший. Хорошо, когда у папы есть возможность включиться в семейные дела, позаниматься со старшим ребенком, поддержать маму. Хорошо, когда есть и другие помощники, бабушки и дедушки, например. Если семья справляется с переходом на новую ступеньку, каждый ребенок чувствует себя любимым и в безопасности. Но не всегда получается так гладко. Тогда и появляются «хорошие» и «плохие» девочки или жестко закрепленные позиции в семейных отношениях.
Возможно, в вашей семье произошло что-то похожее. Роли так прилипли к вам, что хотя и вы, и сестра уже взрослые люди, вы до сих пор находитесь под их влиянием. Но роль – это привычный способ поведения, сложившийся в определенных обстоятельствах и закрепившийся последующими повторениями, а не «вся правда» о человеке. И вы, и сестра больше, чем роли.
Еще вы пишете о спорах, кто кому должен помогать: мама сестре, вы маме, сестра маме... Что если вы с сестрой будете помогать друг другу?