Почему я так болезненно реагирую на чужие успехи?
Здравствуйте! Я выросла в семье, где родители-инвалиды по слуху. Многое, что сейчас есть, досталось мне не легким путем, поэтому, когда вижу как другим легко достаются победы, удачи и прочие блага, меня это огорчает. Особенно если так происходит с ровесниками, людьми, которых я прекрасно знаю. После таких "радостных" вестей у меня в течении дня все опускается, жизнь кажется не мила.Не могу отделаться от мысли,что я хуже других,что на их месте должна была быть я. Друзья, которые меня поддерживают, часто напоминают мне, что у всех разный путь в жизни,что нужно не "ныть", а действовать, не сравнивая себя с другими. Я стараюсь, но иногда на душе скребут кошки. Неужели это банальная зависть?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наталиша.
Полагаю, что зависть имеет место быть. Вот как древние греки представляли себе Зелос - богиню зависти и ревности: уродливая, грязная, косоглазая старуха, зубы которой покрыты плесенью, а с языка капает зеленый яд. Неприглядный образ, не правда ли? Зелос – родная сестра Ники – богини победы. Сестры неразлучны, куда идет Победа, туда же направляется Зависть. Одна без другой быть не может.
В основе зависти, как правило, лежит ощущение обделенности, идущее часто из детства. Ощущение, что родственники или ближайшее окружение чего-то не додали, не долюбили. И возникает представление о том, что если не додали мне, то нечто недополученное мною, дали кому-то еще. Поскольку мы не знаем кому именно, то вероятнее всего тому, кто успешнее меня. Этот «более успешный» и становится объектом зависти. А часто – ненависти; ненависти за то, что пользуется чем-то «что должно принадлежать по праву мне». Зависть не позволяет объективно оценивать ситуацию, поскольку охватывает всю душу, и в этом ее хитрость. Зависть заставляет превозносить других и обесценивать себя, принижать свои возможности, не давать себе реализовываться, потому что заставляет жить успехами других. А следовательно, зависть не дает жить своей жизнью, проживать ее полностью, до глубины.
На свете нет абсолютно счастливых людей. Если мы видим достижения других или их сильные стороны, это не значит, что перед нами человек во всех своих ипостасях. У каждого есть слабости, неразвитые качества и способности. Ощущение, что другим победы даются легко, очень часто бывает ложным. Вы же сами пишете про себя, что то, что у вас сейчас есть, досталось вам нелегким путем. Возможно, что до сих пор детские потребности (быть адекватно «услышанной» и получать адекватную обратную связь) не вполне удовлетворены. Возможно, вам было непереносимо видеть, как легко сверстники устанавливают коммуникацию со своими родителями. Но, кажется, вы это переросли. Это достижение, которому кто-нибудь может позавидовать.
Если осознать, что в основе зависти лежит жадность от недополученного в прошлом, которая мешает объективно оценивать мир и окружающих людей, то она может ослабнуть. Если осознать, что в основе успехов других людей лежит не отнятое у вас счастье, а их собственные труд и стремление, то может возникнуть уважение к этим людям, их достижениям и к их способности добиваться цели. Если представить этих «успешных» людей, к которым сейчас возникает больше ненависти, возможными путеводными звездами или ориентирами для собственного роста, то может появиться чувство благодарности за то, что они такие, что они есть в вашей жизни.
Этого достаточно, чтобы научиться радоваться Нике – богине победы, а Зелос заставить вернуться в свою полную смрада пещеру, куда не проникают лучи солнца.
Сил вам в этой работе,
Константин