Почему мой сын лжет?
Здравствуйте! Мне явно нужна помощь детского психолога. Моему старшему сыну 9 лет, вот уже больше полугода как он взял за правило врать. Для него ложь удобный способ получит отсрочку от уроков, избежать какой-то домашней работы,уйти от наказания - вроде он всех перехитрил. Но всегда попадается и в глазах родителей, учителя и одноклассников он становится лгуном. Последней каплей стала вчерашняя ложь, когда он не пошел на урок, сославшись на то, что у него сильно болен дедушка, и мама просила его раньше уйти со школы. Дедушка действительно сейчас очень болен, мне тяжело и я ему постоянно рассказываю об этом, как сложно смотреть, как умирает близкий человек, но такого цинизма я от него не ожидала. Кричать, бить, разговоры разговаривать(он всегда отмалчивается, когда прошу выяснить причину его обмана)? Прошу вас дать мне профессиональный совет, что мне делать. С уважением,
Ярослава

Ответ эксперта
Уважаемая Ярослава, мне не кажется столь очевидным содержащийся в вашем письме вывод о том, что сын постоянно занимается обманом с целью всех перехитрить и получить для себя какую-то выгоду. Девятилетний мальчик уже прекрасно понимает, что врать плохо, что за ложью (тем более, такой бесхитростной), скорее всего, последует разоблачение с негативными для него последствиями. И если ребенок продолжает обманывать, то можно предположить, что причина этого не только в получении какой-либо выгоды. Вероятно, мальчик таким образом «подает сигналы» родителям об испытываемом им психологическом дискомфорте.
По информации, содержащейся в письме, трудно назвать конкретную причину (а скорее всего, и не одну) такого состояния мальчика. Как вы пишете, сын стал врать примерно полгода назад. Постарайтесь вспомнить о произошедших в то время событиях в семье, школе. Как у сына обстоят дела с успеваемостью? Как складываются у него взаимоотношения с одноклассниками и учителями? Какую выгоду мальчик может видеть для себя, прогуливая уроки? Бывает, что ребенок, «задавленный» завышенными требованиями или несправедливым к себе отношением со стороны окружающих, начинает испытывать враждебность к родителям, учителям. Ложь в этом случае – один из способов демонстрации своего отношения к происходящему.
Ярослава, вы пишете, что и сами сейчас находитесь в сложной эмоциональной обстановке – тяжело болен ваш близкий человек. Возможно, что и ваш сын напуган происходящим, переживает, но проявляет это по-своему. Кроме того, часто человек, поглощенный тяжелыми переживаниями и заботами , не в состоянии уделять достаточного внимания своим детям. И тогда ребенок прибегает далеко не к самым праведным способам привлечения к себе внимания.
В любом случае, старайтесь наладить доверительные, уважительные отношения с мальчиком. Разговор о возмутившем вас поступке сына лучше не начинать с упреков и обвинений. Акцент в обсуждении (да, и вообще, в воспитании) лучше делать на ценность правдивости, а не на осуждение лжи. Если вы не уверены, что самостоятельно сможете исправить ситуацию, обратитесь за очной консультацией к психологу.