Боюсь.
Здравствуйте!
Я не знаю, как мне перестать испытывать страх. Страх, что меня предадут, подставят, надсмеются...
Через месяц с лишним мне будет 23. Я привлекательная, некоторые говорят, что даже красивая. Интересный собеседник. Разносторонняя личность.
Я нравлюсь мужчинам. Я знаю это.
Но я ни с кем еще не встречалась. Не могу сказать, что мне никто не нравился. Просто когда я понимаю, что "вхожу в опасную зону" (т. е. следующим шагом будет предложение об отношениях), я начинаю паниковать. Но самое интересное то, что мне данный человек становится омерзителен (наверно, это подсознание бьет тревогу, как только чувствует опасность). Я начинаю вести себя наихудшим образом (чтобы он сам "отошел" от меня, и я перестала ему нравится). Вот так все и заканчивается.
Хотя некоторые мужчины умны :) Несколько лет назад я дружила (в прямом смысле этого слова, за исключением того, что мы испытывали какое-то влечение друг к другу) с одним мужчиной. Мы проводили очень много времени вместе: гуляли вечерами, ужинали в ресторанах, ходили в кино, просто смотрели телевизор. Он держался молодцом! :) Это единственный мужчина, к которому я НЕ испытывала отвращения (после осознания того, что он ко мне неровно дышит). Возможно потому, что изначально знала, что мне нельзя с ним встречаться. Я бы на самом деле никогда б и внимая на него не обратила. Он сам проявлял инициативу (кстати, чтобы я хотя бы заметила мужчину и приняла его с уважением, надо попотеть! опять-таки, скорее всего, играет страх). Мы оборвали наши "дружеские" отношения через 6 месяцев. Но я очень привязалась к нему. Не ожидала, что настолько. Даже сейчас, спустя почти 4 года не могу без слез о нем вспоминать.
Я рассказываю об этом для того, чтобы было понятно, насколько я могу "прикипеть" к человеку, с которым у меня будут более интимные отношения. И что может последовать за предательством. Крах.
Да, возможно, я смотрю на опыт моих родителей. Да, у них было раньше всё ой, как несладко. Сейчас живут дружно. Но насколько бы я не любила своего папу, я не хочу, чтобы у меня был такой муж. Я видела, как страдает мама. Я не такая сильная.
Короче говоря, чтобы не обжечься, предпочитаю чай не пить совсем. Просто не знаю, что говорить родителям, родственникам ("Как же ты так ни с кем совсем не встречаешься?? Потом выскачишь замуж за кого-нибудь пьяницу! Надо повстречаться, чтобы понять, что они из себя представляют!"). А еще недавно узнала, что женщины в 25 считаются уже старородящими! УЖАС!
Вот и начинаешь думать...
Я однажды была у какой-то старушки, которая сообщила мне следующее: "Ты умеешь любить всем сердцем. Отдавать себя целиком. Без остатка. Таких очень мало".
Так вот, мне нужен совет, как научиться доверять людям? Ведь доверять не какую-то вещь, а себя! Если ты ошибешься (отдашь себя без остатка), то что же останется в душе, в сердце, если тебя предадут?
Буду благодарна за любые комментарии.
И у меня большая просьба. Не печатайте это в журнале. Пожалуйста. То, что я об этом пишу кому-то - огромный шаг для меня.
Заранее большое спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Яна,
Страх отношений, как правило, имеет свои причины. Возможно, вы правы, и корни вашего страха ведут к родительским отношениям. Но вы сами пишете, что вы не такая сильная как ваша мама, а это значит, что вы другая - вы не она. Поэтому ваша жизнь не обязательно должна быть похожа на жизнь вашей мамы. Хотя интересно было бы узнать, когда у нее начались отношения, и как они начинались.
Практика психотерапии показывает, что за страхом предательства со стороны другого человека, очень часть обнаруживаются сомнения в собственной верности. Когда мы отчасти сознательно, отчасти бессознательно не уверены в том, что можем быть верными в отношениях, мы переживаем эти сомнения в уверенности, что неверным будет наш спутник. В психологии это называется проекцией, когда неприятные для себя собственные черты характера, мы проецируем на других, и таким образом замечаем их в других и не замечаем в себе. Порою, чтобы принять свою проекцию и увидеть ее корни внутри себя необходимо быть смелым и честным по отношению к себе.
Полагаю, что вам следует чаще вспоминать, что в отношениях помимо предательства есть тысячи других переживаний: это яркая страсть, окрыляющая любовь, тихая радость от того, что рядом есть близкий человек, удовольствие, что вас кто-то поддерживает или просто терпит рядом, возможность быть откровенной, чувствовать защищенность, планировать совместное будущее и многое-многое другое.
Я предлагаю вам подумать, чего хочет ваш бессознательный саботажник, который просыпается перед началом возможных отношений с мужчинами и губит их на корню? Может быть, он и в самом деле вас от чего-то защищает, а может быть, нуждается в том, чтобы быть понятым и услышанным. Возможно, это проверка для ваших мужчин: способны ли они выдерживать такое ваше поведение, ваши тревоги и страхи. Возможно, это поиск того, кто окажется сильнее этого саботажника, успокоит его и создаст для вас безопасную атмосферу.
Яна, если те переживания, которые вы описали в своем письме, продолжаются длительное время – более года, то я искренне советую вам обратиться к психологам. Совместная работа существенно повысит вероятность, что вам в обозримые сроки удастся стать более доверяющей и уверенной в себе.
Всего вам доброго,
Слепак Константин