Как научиться не попрекать?
Когда-то молодой человек меня обидел, я его простила и все вроде хорошо, но как только возникают новые разногласия, мне так и хочется ему напомнить о том случае. Значит ли это, что я его полностью не простила?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Виктория.
Похоже, что вы правы: первая обида осталась в душе, несмотря на то, что вы достаточно зрелая, чтобы прощать. Какая-то ваша, вероятно бессознательная, часть осталась задетой и уязвленной. Эта часть не готова так просто простить. Наверняка этой части есть что сказать, она готова высказаться. И пока она молчит, в ней кипит энергия, которая проявляется всякий раз, когда случаются ситуации, ассоциативно связанные со старой обидой. В психологии это называется «комплекс», который активизируется в чувственно идентичных ситуациях. Т.е. в ситуациях, которые вызывают одинаковые переживания. Новые ситуации могут быть значительно менее заряженными, но комплекс усиливает их. Так молодой человек может быть сто раз раскаявшимся и исправившимся, но ваш комплекс ожидает от него определенных неприятностей. Полагаю, что для начала вам все же следует признаться себе, что молодой человек не прощен. Что вы помните старую обиду и живете с ней. Сложнее всего, но, пожалуй, эффективнее всего, поговорить с молодым человеком, сказать, что не все забыто. Поговорить, не для того, чтобы его упрекнуть или уязвить, а для того, чтобы дать высказаться обиженной части своего я. Хорошо, если вы оба будете понимать, что молодой человек уже прощен, и этот разговор ничему не угрожает, он нужен вам в «психогигиенических и психопрофилактических» целях. Это может стать хорошим уроком доверия друг другу, а для вас уроком доверия своему бессознательному.
Всего вам наилучшего,
Константин