Почему он не хочет учиться?
Здравствуйте, Татьяна! Моему сыну 9 лет, учится в третьем классе. В этом году перешли в новую школу. И вроде бы школой довольны, и преподаватель нам очень нравится, но мой ребенок не хочет учиться. Сегодня посмотрела в его тетрадь по математике и увидела, что нет записи работы на уроке. Стала задавать вопросы, он мне сказал, что это его личное дело и он не будет отвечать на мой вопрос. После долгих препирательств он все-таки ответил, что не хотел писать. Я не понимаю почему это происходит. Вроде-бы он всем доволен, и друзья у него там есть, но стоило мне задать такой вопрос - он сразу в слезы. Может, это стресс от того, что перешли в новую школу? Может быть, я на него слишком давлю? И как мне вести себя в подобной ситуации? Отстраниться и пустить все на самотек или все-таки заставлять выполнять его то, что он должен? Я просто в растерянности. Буду очень благодарна за ответ.

Ответ эксперта
Уважаемая Мария, та информация, которая содержится в письме, порождает больше вопросов, чем ответов. Не очень понятно, почему ребенок не пишет в классе, а учитель на это никак не реагирует (в начальных классах, где дети неспешно и с усердием делают в своих тетрадях записи, трудно не заметить «неработающего» ученика). На основании каких фактов вы предполагаете, что сын «всем доволен»? Как давно мальчик стал отказываться отвечать на ваши вопросы? В чем выражается ваше давление на сына, о котором упоминается в письме?
Конечно, переход в новую школу – стрессовое явление для ребенка. Но если все складывается благополучно со сверстниками и с учебой, то вряд ли ребенок будет так реагировать в ответ на расспросы.
Мария, вы предполагаете для себя два крайних варианта поведения – либо отстраниться, либо взять ситуацию под жесткий контроль. Пожалуй, эти две крайности не уместны. Постарайтесь не терять самообладание и попробуйте разобраться в происходящем. Мальчик пришел уже в сложившийся коллектив со своими ценностями и интересами. Как они соотносятся с ценностями и интересами вашего сына? Как на самом деле складываются отношения у вашего сына с ребятами? Какое место он занял в коллективе? С кем подружился ваш сын? Оказывают ли ему одноклассники поддержку? Не испытывает ли мальчик трудности с выполнением новых для него требований и выполнением заданий на уроках? Все ли ему понятно? И т.п. Только дав себе ответы на эти вопросы, вы сможете сделать какие-либо предположения о том, что происходит с вашим сыном. Главное – доверие и диалог на одном языке. А для этого важно обеспечить ребенку ощущение поддержки и понимания.