Как научить ребенка переживать неудачи и поражения?
Сыну 10 лет. Любые неудачи переживает очень глубоко. Как представляется мне - неудача в каком-то деле должна вызыватькакой-то азарт, желание доказать самому себе, что я это могу. (Совсем даже не уверена, что сама поступаю именно так. Иногда сдаюсь, но без особых переживаний.) А он теряет уверенность в себе. Часто слышатся настроения - да я вообще неудачник и т.п. Проиграл в настольной семейной игре - расстроился так, что больше играть не захотел.Получил за четверть 4, вместо ожидаемой 5 - слезы. Проиграл на первых в жизни соревнованиях - молчал часа 2. Может это нормально? Я стараюсь ему внушить, что все победы еще впереди, просто надо понять где ошибся, что надо верить в себя, может понять - где и какую совершил ошибку, что получил не тот результат, который ожидал. Но может я не то говорю? Не так реагирую? Как научить его проигрывать и не отчаиваться после поражений?

Ответ эксперта
Уважаемая Светлана, вы пишете, что сын часто называет себя неудачником. Какой именно смысл вкладывает он в это слово? Как мне кажется, те, кто при поражениях винит себя как неудачника, считают, что для победы важнее «поймать» удачу, чем приложить определенные усилия, как будто бы победа зависит от сложившихся обстоятельств, везения, а не от себя самого. Так ли это?
Отношение ребенка к проигрышам, неудачам и пр. в большей степени формируется в семье под влиянием родителей. Причем не очень важно, какие слова говорятся ребенку в случае поражения. Куда важнее внутреннее отношение родителей к собственным неудачам и неудачам своих детей. Поэтому было бы неплохо, если вы, Светлана, ответите сами себе на вопросы о своем отношении к поражениям, проигрышам и т.п. Важно ли для вас всегда добиваться успеха? Надо ли быть всегда лучшим? Почему важно выигрывать? Что для вас победа в соревновании? Как именно вы объясняете свои проигрыши? Позволяете ли вы себе быть неидеальной? и т.п.
Вы спрашиваете, что говорить и как реагировать в случае поражения или неудачи сына. В первую очередь, чтобы помочь мальчику пережить горечь поражения, ему надо очень много вашей любви в виде утешения, сочувствия. Именно такая реакция родителей поможет ребенку смириться с неудачей и обрести надежду и веру в успех. Когда мальчик немного успокоится, можно проанализировать ситуацию. При этом лучше акценты делать не на критике, обвинениях и упреках ребенка, а на том, что он делал хорошо и правильно, хотя, возможно, и в недостаточном количестве. Как вариант, можно совместно разработать тактику поведения для достижения положительного результата. Можно рассказать сыну о своих собственных промахах и о том, как вы с ними справляетесь.
В дальнейшем необходимо отмечать любые, пусть самые незначительные улучшения и достижения сына. Ведь не обязательно каждый раз добиваться грандиозных успехов. Сделал сегодня что-то лучше, чем вчера - это уже шаг вперед, маленькая победа. И не очень-то страшно, если ребенок совершил ошибку. Покажите ребенку, что вы уважаете и цените его способности, усилия. Ну, и самое главное – ребенок должен знать, что его любят и понимают при любых обстоятельствах. Об этом тоже важно говорить сыну. Ведь на самом деле любят детей не за их успехи, а просто за то, что они – наши дети.