Как научить ребенка вовремя делать уроки?
Здравствуйте Татьяна.
Моему сыну 10,5 лет и он никак не хочет вовремя учить уроки. Знает, что я, придя с работы, буду его ругать за их невыполнение, все равно ничего сам не делает. Потом оправдывается, что забыл или не смог самостоятельно решить. Но прежде, чем что-то сделать, надо попытаться. Он, как впоследствии оказывается, даже учебник не открывал. Кроме всего прочего, делает уроки очень медленно. На их выполнение иногда уходит по несколько часов. Из-за этого он не ориентируется во времени и не может распределить его при решении контрольных в школе. Я уже и распорядок дня составила, и запрещала играть в компьютер, гулять, был период, когда наоборот все разрешала. Без толку. Может ему не хватает мужского воспитания? С его отцом мы в разводе и ребенок в его жизни помеха.
Спасибо.

Ответ эксперта
Какой родитель не мечтает вырастить самостоятельного и ответственного ребенка, который бы сам без напоминаний делал уроки, исполнял обязанности по дому и пр. Только самостоятельность не появляется вдруг, в нужное время (например, с момента поступления в школу), а формируется в ребенке постепенно и с самого раннего детства. Причем, касается она всего, в том числе выбора друзей, увлечений, кружков и пр. А иначе какая это самостоятельность?
Уважаемая Алена, вы пишете, что сын не делает самостоятельно домашние задания, что этот процесс полностью находится под вашим контролем. Получается, и ответственность за действия ребенка, за их результат лежит на вас. Такое положение дел, безусловно, затормаживает развитие воли и ответственности мальчика. А, учитывая возраст вашего сына, можно предположить, что ситуация уже достаточно запущенная.
Попробуйте для начала доверительно поговорить с сыном. Объясните, что сложившееся положение дел вас не устраивает. Договоритесь, что и в каком объеме мальчик сможет выполнить без вас самостоятельно (например, прочитать и подготовить пересказ параграфа по «Окружающему миру»). Пусть для начала это будет небольшой объем работы, который наверняка не вызовет у мальчика затруднений. При этом сыну надо дать понять, что он может рассчитывать на вашу помощь. Но помощь будет только в том случае, если что-то не получится при должном старании сына. В любом случае, ваша помощь должна быть скупой (не работу сделать за сына, а помочь ему сдвинуться с «мертвой точки»), но отношение к ребенку - внимательное и сочувственное.
С того момента, когда ребенок взял на себя самостоятельное выполнение определенного задания, ответственность за его выполнение тоже ложится на него. Если же мальчик по привычке не выполнит взятых на себя обязательств, позвольте ему столкнуться с последствиями своего бездействия (вероятней всего, он получит плохую отметку или нарекание со стороны учителя), что вряд ли ему понравится. В этом случае без нравоучений и осуждения продолжайте придерживаться договоренностей. Попутно старайтесь поддерживать сына, говорите, что вы верите в него, что он справится, у него все получится и т.д. Постепенно расширяйте круг обязанностей ребенка, предоставьте ребенку возможность самому планировать время и последовательность выполнения заданий.
Алена, вы высказываете предположение, что имеющиеся у ребенка проблемы связаны с отсутствием отца. С этим трудно согласиться, поскольку умение организовать свою деятельность напрямую не связано с этим фактом. А вот ваши личные установки, взгляды вполне могут тут играть свою роль. Попробуйте честно ответить себе на вопросы: «Чем я буду заниматься, придя с работы, если мне не надо будет делать с сыном уроки? Есть ли у нас с сыном совместные интересные занятия, которым можно было бы посвятить вечер? Демонстрирую ли я заботу о сыне, заинтересованность его делами как-то еще, помимо заинтересованности в выполнении домашних заданий? Часто ли воздерживаюсь от оценивания и нравоучений? Почему я не хочу, чтобы мой сын сталкивался с последствиями своего халатного отношения к урокам? Что для меня важнее- хорошие отметки сына в школе или приучение его к самостоятельности?» Возможно, ответы на эти вопросы помогут вам понять, почему в вашей семье сложилась такая ситуация.
Удачи!