Может ли нежности быть много?
Здравствуйте, Татьяна! Я одна воспитываю сынишку пяти лет! Мне часто говорят, что с мальчиком нельзя так нежиться - обниматься, целоваться... Его отход ко сну и пробуждение сопровождается потягушечками, ласковыми словами, объятиями. В садик заходим, прощание - целый ритуал (обняться, поцеловаться, носиками потереться, показать языком жестов "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!!!", не говоря уже о бесконечных воздушных поцелуях). Я понимаю, что так показываю свою безграничную любовь к ребёнку. Но не навредит ли это ему, не будет ли он от этого изнежен?

Ответ эксперта
Уважаемая Татьяна, на развитие детей пагубным образом может сказаться лишь недостаток любви, но никак не ее избыток. И ласки матери – одна из составляющих проявления ее любви к сыну. Тем не менее, Татьяна, ваше письмо порождает много вопросов. В частности, всегда ли в вашей семье были приняты такие взаимоотношения с сыном или они появились в определенный момент? Кто был инициатором таких отношений? Кто, в первую очередь, пострадает, когда такие отношения с взрослением ребенка прекратятся?
Дело в том, что 5 лет – это так называемая «эдипальная стадия» развития ребенка. В этом возрасте ребенок стремится к единению с родителем противоположного пола. Отношения мальчика с матерью, скорее, напоминают партнерские романтические отношения, нежели отношения зависимости малыша от матери. Но мать, со своей стороны, должна стремиться сохранять ту роль, которая ей предназначена: быть матерью для своего сына. И ласка матери уместна только тогда, когда ребенок сам хочет тепла и нежности. К примеру, если ребенок занят своим делом, то, конечно же, не стоит ему предлагать свои объятия. И это никак не ограничивает возможности выражения своей любви сыну. Ведь любовь матери проявляется не только через ласки и поцелуи, но, в первую очередь, в так необходимых ребенку ее заботе, понимании, соучастии, сострадании.
Для того, чтобы лучше понять, что именно происходит в ваших взаимоотношениях с сыном, будет неплохо обратиться за личной консультацией к специалисту.