Нужно ли подрабатывать летом ребенку 13 лет?
Скоро лето, и у всех родителей возникнет вопрос - чем заняты их дети днем. Не хочется, чтобы сын сидел весь день перед компьютером. Мне в таком возрасте родители говорили: "Вот я в твои годы уже пахал/работал". И гнали на огород. Честно, я его ненавидел (огород). Но вот с работой - вопрос. Нужно ли усердствовать и толкать его на подработку? У знакомых дочка работала летом - расклеивала объявления. Зарплата, конечно, небольшая, но ведь, наверное, важен и воспитательный эффект? Или все зависит от самого ребенка? Что посоветуете? Городок у нас небольшой (100 тыс. жителей), индустриальный, спокойная криминальная обстановка.

Ответ эксперта
Опыт трудовой деятельности «по - взрослому», конечно, полезен школьнику. «По - взрослому» - это значит приобщить подростка к таким понятиям, как трудовая дисциплина, ответственность за результаты работы, вознаграждение за труд. Другой вопрос, в какой форме дать это опыт школьнику: или в виде работы на пресловутом «огороде», или по найму. Дело в том, что не каждый подросток в силу своих физиологических возможностей готов к работе по найму со всеми ее особенностями даже для выполнения легкого труда. Поэтому и закон не допускает заключение трудового договора с ребенком, не достигшим возраста четырнадцати лет. Если же мальчику 13 лет правильно организовать работу на «огороде», то она не только не будет вызывать, как вы пишете, ненависть, а даст положительные эмоции и желаемый воспитательный эффект, который в дальнейшем пригодится ему при трудоустройстве. Правильно организовать – это значит создать прообраз полноценных трудовых отношений, что позволит подростку почувствовать себя членом коллектива, от которого зависит общий результат, заслужить доверие и уважение окружающих, проявить свои лучшие качества, получить вознаграждение за труд.
Что касается работы по найму, то и этот опыт может принести отрицательный результат, вызвать отвращение к работе в дальнейшем. Чтобы этого не произошло, важно учесть несколько моментов.
Тип работы, которую предстоит выполнять подростку, не должен вызывать у него негативные эмоции. Застенчивому, может быть, слишком трудно участвовать в рекламных акциях, рассеянному – быть курьером, неловкому – официантом и т.д. Конечно, если САМ подросток выбирает работу, которая требует от него преодоления своих недостатков, то честь ему и хвала. В этом случае он будет видеть смысл в такой «двойной» работе, и, скорее всего, философски относиться к своим «промашкам» и радоваться даже небольшим победам. Но если инициатива исходит от вас, то постарайтесь избежать лишней психологической нагрузки на сына. Подберите работу с учетом его характера, темперамента, способностей, телосложения. Это даст мальчику возможность почувствовать себя успешным в труде, что очень важно на начальном этапе. Объясните, чем отличается работа от учебы в школе, в чем заключаются права и обязанности трудящегося человека, какие опыт и навыки сын сможет приобрести в процессе своей трудовой деятельности, как ему это поможет в будущем. Дайте понять, как важен вашей семье его шаг во взрослую жизнь. Цель такого разговора - создать подростку ощущение значимости его труда и ответственности за него.
Вопрос о зарплате - самый деликатный. Решите совместно с мальчиком, оставит ли он заработанные деньги все себе или частично будет участвовать в совместном семейном бюджете. Сын должен сделать такой выбор осознанно. Он должен почувствовать – это его заработанные деньги и он имеет право ими распорядиться. Для вас как для родителей куда важнее, чтобы сын научился распоряжаться деньгами, узнал их «цену», а не та небольшая сумма, которую он заработает. Кстати, для вас будет весьма показательным, на что собирается потратить подросток деньги.
После трудоустройства сына старайтесь проявлять интерес к происходящему у него на работе. Однако не спешите решать за сына возникающие у него проблемы, лучше поддержите, дайте совет, подскажите, как действовать в той или иной ситуации. Ведь смысл ваших усилий – помочь подростку стать самостоятельнее, взрослее.
Если ваш ребенок категорически отказывается работать по причине лени и равнодушия – это тревожный знак для вас, как для родителя. Вам придется серьезно переосмыслить свой опыт воспитания и, возможно, изменить его принципы.