Почему он разговаривает сам с собой?
Мой молодой человек стал разговаривать сам с собой еще несколько лет назад. Я не придала этому значения. Нет, он не ведет диалоги с кем-то. Он просто постоянно повторяет какое-нибудь слово из того, о чем он думает. Иногда не просто говорит, а выкрикивает. Недавно я его спросила: контролирует ли он себя в такие моменты. Он ответил отрицательно. Что это болезнь - он согласен, но к психологу идти отказывается. Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

Ответ эксперта
Татьяна, здравствуйте!
Описание того, что происходит с вашим молодым человеком, могло бы походить просто на вредную привычку, возможно, и помогающую ему думать, сосредоточиться на чем-то, если бы не степень ее выраженности: иногда, как вы пишете, он бесконтрольно выкрикивает слова. Это можно было бы сравнить с тиками, навязчивыми действиями; однако заочно, даже по такому вашему яркому описанию я бы не решилась относить эти «разговоры с собой» к навязчивым действиям. Видимо, пока жизнь вашего партнера не нарушается этими состояниями и ничему особенно не мешает, поэтому у него нет мотивации обращаться за профессиональной помощью, он не переживает это как проблему. В таком случае очень трудно «помочь». Но, видимо, для вас эта особенность партнера уже не является легко переносимой, незаметной и отражается на вашем настроении и может сказываться на качестве ваших с ним отношений. Может быть, забота о ваших отношениях создаст для него достаточную мотивацию для обращения за помощью? Может быть, он не знает, что такого рода «привычки» гораздо сложнее корригируются с течением времени, что они могут принимать более серьезную форму, что могут появляться другие и тогда он может оказаться носителем целого букета (навязчивостей?), если не работать над их психологическими основаниями.
Ответ эксперта
Татьяна,
Если причина такого поведения психологическая, например, он задумывается о чем-то, уходит глубоко в себя, теряет ненадолго связь с реальностью, но быстро восстанавливает ее, то вы точно можете делиться с молодым человеком своими чувствами и опасениями по поводу его поведения. Если вы будете достаточно смелой рядом с ним, если будете уверены, что ему действительно нужна помощь психотерапевта, то я надеюсь, что он сможет почувствовать вашу уверенность и достаточную безопасность, чтобы обратиться за помощью или за советом. В этом случае подобные эпизоды не должны быть частыми и вызывают скорее улыбку.
Но если при наблюдении за подобным поведением возникает скорее тревога, то причина может быть не только психологической. Иногда неконтролируемые разговоры с самим собой, особенно, если поведение выходит за границы адекватного, могут быть признаком органического расстройства, и чем быстрее врач примет участие в жизни такого человека, тем выше вероятность скомпенсировать его состояние. В этом случае отказ от явки к специалисту может не быть обычной, часто встречающейся тревогой перед психологами, а быть симптомом и дополнять картину болезни.
Я - не врач, и органические нарушения выходят за пределы моей компетентности, но вы, если считаете нужным, можете самостоятельно проконсультироваться у врача-психиатра или психотерапевта. Возможно, врачи, если они поймут, что это необходимо, подскажут, как вам лучше уговорить молодого человека встретиться со специалистом.
С уважением,
Слепак Константин