Душевное неравновесие
Добрый день. Мучает меня постоянно один вопрос.
Я постоянно критикую себя, мне кажется, что то, что я делаю, незначительно, и ничего не стоит. Хотя, головой понимаю, что это ошибочное мнение, я молодец: хвалю себя, помогаю родителям, много работаю, прилежно учусь, не обманываю, не лицемерю, не предаю. В общем, не делаю всего того, за что сама осудила бы. Почему?
И вот от этого перечня моих плюсов мне не становится хорошо. В душе нет гармонии что ли! Что делать? В какую сторону двигаться! Подскажите!
Заранее спасибо-)

Ответ эксперта
Здравствуйте, Екатерина,
Иногда нам трудно понять, от себя ли мы выносим суждения о себе или кто-то внутри нас это делает. Например, если все детство мы слышали от родных и близких, что ни на что не годимся, что ничего не добьемся в жизни, то в последующие годы эти голоса будут звучать внутри нас, осуждая и обесценивая все наши действия. Или эти голоса могут не обесценивать, а говорить: «То, что ты делаешь это ниже твоих способностей. Ты можешь больше. Ты достойна лучшего.» Эти, казалось бы, поддерживающие слова тоже будут восприниматься скорее негативно. И это не наша собственная оценка своих действий и достижений, это голоса внутренних объектов, живущих в нашей психике. Когда эти голоса сильны, то мы вправе сказать, что гармонии в душе нет.
Проблема заключается в том, что мы не привыкли смотреть на свою жизнь собственными глазами, а привыкли воспринимать себя, свои достижения и свои проблемы глазами других. Вы многое пишете о том, что вы делаете, но не пишете, зачем вы это делаете. Для себя или для других? Что вы чувствуете по поводу того, что делаете, или того, что не делаете?
Важно пытаться переключить фокус с внешних действий, которые низко вами или «кем-то» оцениваются на внутреннюю жизнь. Хотя бы посредством вопросов: "Что вы чувствуете по поводу своих действий? Вы или не вы их оцениваете? Чьи голоса обесценивают ваши достижения? Для кого вы все это делаете?"
Гармония возможна только при внимательном отношении к себе, при внимании к своей внутренней жизни, к своей душе. Чего хочет моя душа? – это важный вопрос, и чем раньше мы научимся себе его задавать, тем более счастливыми мы сможем стать.
С уважением,
Константин