Дочь постоянно лжет
Дочь, 14 лет, постоянно врет. Врет о друзьях, посещении кружков и т.д., -ее подруга принимает ухаживания неплохого парня, а она рассказывает, что та цепляется на каждого, озабочена поисками парня. Говорю: "А ты за неделю музыкой ни разу не позанималась." "Ка-аак", -с негодованием, - "Я сегодня играла". Глядь на инструмент - а там доказательства того, что не прикасалась. "Ну зачем, говорю, обманывать, ведь музыкой занимаешься только по желанию?" "Я не знаю, как-то само получается..." Что с этим делать?

Ответ эксперта
Людмила, скорее всего, такое поведение дочери появилось относительно недавно, и вы несколько обескуражены ее враньем. Причина, лежащая на поверхности, - это особенности подросткового возраста, в «разгаре» которого оказалась ваша 14-летняя дочь. Девочка взрослеет. Возможно, сейчас ее переполняют такие сильные эмоции, которые ей сложно осознать и с которыми еще сложнее справиться. История про подругу намекает на зависть, которая находит выход в неблаговидном искажении реальности. Ложь про занятия музыкой напоминает такую подростковую проблему как всепоглощающая лень. Также не исключено, что девочка пытается сохранить свою репутацию перед вами, потому и прибегает к обману. Как будто она боится, что вы не примете ее ленивой, бесцельно проводящей время. В такой ситуации наиболее разумным с вашей стороны может стать путь не обвинений и упреков, а совместного обсуждения ситуаций, которые переживает ваша дочь. Помогите ей осознать свои чувства, найти адекватные способы разрешения проблемы. В общении делайте упор на ценность правдивости, а не на осуждение лжи. Столкнулись с ложью – дайте девочке понять, что вам это очень неприятно, но помогите ей «сохранить» лицо и выразите надежду, что в следующий раз вы непременно услышите искренний ответ. Так проявятся ваши любовь и поддержка, которые по-прежнему очень нужны взрослеющему ребенку. Будьте сами искренней в выражении своих чувств (например, страха, что дочь может стать лживым и ленивым человеком в будущем), но так, чтобы это не становилось инструментом манипуляции: «мне плохо и поэтому делай так, как я хочу».