Как правильно себя вести с сыном?
Здравствуйте!
Моему сыну 3года и 8 мес. С каждым днем его поведение становиться все хуже: он часто устраивает истерики по поводу и без такового...Никогда не знаю на что он может обидеться. Например: пришли сегодня в детский сад, и уже я стала его переодевать( еще, кстати,одна проблема-не хочет ничего делать сам, хотя все умеет) как он начал плакать о том, что он хотел открыть дверь своим игрушечным ключем...Я ему предлагаю -давай переоденемся и пойдем откроем дверь, как ты хотел. Нет, ему такой вариант уже не подходит...стоит и просто ноет....Так же ему невозможно объяснить, что куда-то нельзя пойти, например к кому-то в гости, просто потому, что людей дома нет, или потому, что нас не приглашали....
Вообщем, живем как на войне, каждый день проходит по одному и тому же сценарию: утром подъем со скандалом, после садика тоже настроение переменное, бывает и все хорошо, но чаще-сына что -то не устраивает.....И еще, постоянно он мне говорит "я не хочу домой". Иногда доходит до того, что в буквальном смысле заношу его в квартиру, чтобы не кричал на улице или в подъезде.Кричит дома,бывает минут по 20-30...Я стараюсь не обращать на это внимания,точнее-делаю вид, что не слышу, что он кричит и занимаюсь своими делами,хотя на самом деле внутри вся рвется от бессилия, и гнева,и непонимания того, что же делать.Потом я подхожу к нему,успокаиваю, раздеваю, умываю...Потом пытаюсь с ним поговорить,объяснить, что такое поведение недопустимо.Спрашиваю, почему он не хочет домой. Но к сожалению не получаю никакого вразумительного ответа.Потом какое-то время сын просто "золотой ребенок", но ровно до следующей обиды или истерики .
Понимаю, что скорее всего такое поведение сына связано с ситуацией в семье.
С мужем мы разошлись полгода назад,но отношения были сложными очень давно.
Пока мы еще жили вместе у сына уже было сложное поведение, тоже капризничал,тоже обижался, и так же дрался с нами как и сейчас.Часто говорил мужу-папа, уходи из дома....
Теперь , когда мы с мужем живем в разных квартирах, сын то к папе просится (чаще всего тогда, когда он не получает желаемое, например - дальнейший просмотр мультиков( я не разрешаю смотреть больше 20 мин.. а отец почти ни в чем ребенка не ограничивает),то когда аналогичная ситуация возникает с папой-т.е. сын за что- то обижается на отца, начинает проситься ко мне домой.
Не знаю, как себя вести во всех этих ситуациях, но чаще всего я сначала пытаюсь с сыном разговаривать спокойно,получить от него какие-то объяснение, сама пытаюсь что- то ему объяснять, но как правило, ничего у меня не выходит,я начинаю злиться,кричать на сына и наказывать( к сожалению,шлепками по попе)...Потом начинаю себя корить за такое обращение с сыном,становится его жалко и страшно за его будущее-каким он вырастит с таким воспитанием,построенном на огненной смеси любви к нему и одновременно злости и даже иногда агрессии.
Как справиться с собой и как правильно в такой ситуации строить отношения с сыном?

Ответ эксперта
Елена, жизнь «как на войне» тяжела. Мало того, что не пережит еще совсем недавний развод, так еще и сын «подливает масла в огонь» своим поведением. Вы описали разные ситуации «непослушания» мальчика. И не мудрено, что вас порой одолевает чувство стыда, бессилия, гнева, раздражения и т.п. Складывается впечатление, что вы попали в какой-то замкнутый круг, из которого вам сложно выбраться. Вы и сами пишете, что каждый день проходит по одному и тому же сценарию.
Ответ на ваш вопрос «Как справиться с собой?» вы сможете найти в беседах с психотерапевтом или семейным консультантом.
Что касается «дурного» поведения мальчика, то причины его могут быть различными. Конечно, как вы правильно подметили, нельзя исключать влияние ваших отношений с мужем. Но поведение ребенка зависит не только от жизненных ситуаций, но и от того, как мы его воспитываем. Не могло ли у мальчика выработаться ощущение своего всемогущества? Не считает ли он, что все в доме должно происходить по его правилам? Во всяком случае, в приведенных вами примерах ребенок пытается настоять на своем при любых обстоятельствах. Да, еще совпадение: сын прогонял отца из дома и теперь ваш муж живет отдельно. Ребенок мог связать эти события как причину и следствие. Но это лишь гипотеза, которая может быть ошибочной.
Елена, постарайтесь вести себя с сыном последовательно, придерживайтесь четких требований, добивайтесь их исполнения. Очень важно, чтобы требования, предъявляемые мальчику, были одинаковыми у мамы и папы, дабы исключить попытки манипуляций. И помните - вы старше, умнее, сильнее и великодушней сына. В ваших силах справиться с ситуацией.