Комплекс ума
Здравствуйте!После школы я закончила мед.училище,сейчас учусь в мед.академии,хочу стать детским психиатором. Но меня постоянно мучают сомнения по поводу своего интеллекта. Я считаю себя недостаточно умной для профессии врача (чувствую большую ответственность,которая мне предстоит),
хотя в группе учусь не хуже всех.У нас в потоке есть очень умные студенты,я им завидую и среди них комплексую.Мне всегда стыдно,когда преподаватель спрашивает,а я чего-то не знаю.Перед каждой сессией в себе сомневаюсь.Но в выборе профессии не сожалею,а просто страшно. В начальных классах я училась слабо,в старших уже получше ,может быть это как-то связано.Родители мне говорят,что я все накручиваю.Но как избавиться от этих "накруток" ? Заранее благодарю.

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Вы закончили медучилище, теперь учитесь в медицинской академии, ваш выбор не случаен, вы не сомневаетесь в профессии, а все сомнения относите к своей интеллектуальной состоятельности. Конечно, всегда есть люди, которые знают больше, даже сидя с нами за одной партой. Опыт, который вы получили, учась слабее некоторых в классе, каким-то образом может влиять на ваши переживания сейчас. В младшем возрасте, в школе, «быть хорошим» и «учиться хорошо» часто считаются синонимами, словно у человека нет иной возможности доказать себе и окружающим свою полноценность, кроме как получая пятерки. Иногда этот же паттерн - «я полноценна когда я получаю пятерки»- переносится и во взрослую жизнь. Отсюда стремление (совсем не плохое само по себе) многих взрослых людей получать все новые и новые виды образования и недостаток времени на то, чтобы начать полученными знаниями пользоваться. Я консультировала однажды молодую женщину, которая к тридцати годам получила два высших образования, закончив два ВУЗа и получила степень в бизнесе (MBA) в Америке. Часто на какой-то простой, казалось бы, вопрос, касающийся ее переживаний, ее мыслей, она автоматически отвечала: «Я не знаю, мне надо что-нибудь прочитать на эту тему».
В вашей профессии нужно, действительно, очень много знать, но знать все невозможно. Если вы смотрели сериал «Доктор Хаус», то видели, что даже очень много знающие и умеющие профессионалы работают командой, нет кого-то одного, кто распутывал бы диагностические загадки в одиночку. Так будете работать и вы, имея возможность проверить свои сомнения, обсудив их с коллегами. Многое в вашем отношении к профессии изменится с началом практики, когда вы увидите, что в ваших силах, а что нет.
Важным этапом для вас будет осознать ограничения профессии: вам придется принять, что есть вещи, с которыми вы не сможете справиться, что это часть судьбы вашего пациента.
Пока же вашей задачей является, действительно, набрать как можно больше знаний, читать дополнительную литературу и делать для своего образования столько, сколько вы можете. Но особенность вашей профессии в том, что вы будете продолжать учиться все время, пока работаете. Поэтому не ставьте себе непосильных задач сейчас.
Это касалось вашего отношения к своим интеллектуальным способностям.
Возможно, это только часть всего самооценочного комплекса, наиболее очевидная. Менее очевидно для вас, мне кажется, непонимание других частей себя (не интеллектуальных) , незнание своих сильных сторон, неумение опираться на них : отсюда зацикленность на том, что более всего понятно, что привычно оценивается в баллах. Если коротко, то вас нужно узнать, какая вы, искать и развивать свои другие таланты, кроме таланта сидеть за партой и учить уроки.