Почему я так болезненно реагирую на чужие успехи?
Мои родители – инвалиды по слуху, жить мне всегда было трудно. Когда вижу, как другим легко достаются победы, удачи и прочие блага, меня это огорчает. Неужели это банальная зависть?

Ответ эксперта
Без зависти тут не обходится, вы правы. Вы пишете: «Мысль о том, что я хуже других и что на месте ровесников с их удачами и победами должна была быть я, не дает мне покоя...» В этих словах я ясно слышу протест против собственной судьбы и своей семьи. От переживания несправедливости один шаг до гнева на обстоятельства своего рождения. Но убеждения и здравый смысл не позволяют вам, взрослому человеку, прямо признаться себе: хочу другое детство и других родителей! Это было бы похоже на неблагодарность, на предательство. Но гнев-то остается. И подогревает ваше чувство обиды на жизнь. Многих людей, начинающих свой путь в трудных обстоятельствах, в ранней юности поддерживает фантазия о том, как они всем еще покажут, как у них все будет не просто хорошо, а гораздо лучше, чем у прочих! Фантазия эта объективно даже полезна: она дает силы и смелость в те годы, когда приходится прилагать огромные усилия, а до успехов еще далеко. Исполнив свое предназначение, она должна успокоиться и дать место более трезвой оценке – себя и других людей. Вы же пока подсчитываете чужие успехи как показатели «невыполнения своего плана» и огорчаетесь. Мне кажется, самое главное в вашей ситуации – это простить себя за то, что когда-то искали утешения и поддержки в наполеоновских планах, не стали первой и лучшей во всем на свете. Иначе так и будете тратить душевные силы на зависть, а настоящим своим успехам не порадуетесь.